Новые правила налога на имущество физических лиц. Как рассчитать налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости Налоговая ставка на жилой дом

Федеральный закон №284-ФЗ от 04.10.2014 вносит изменения в НК РФ. Прежде всего, изменения коснутся налога на имущество физических лиц, который с 1 января 2015 года будет регулироваться не действующим сейчас законом №2003-1 от 09.12.1991, а новой главой 32 НК РФ. Новая глава 32 НК РФ получит наименование «Налог на имущество физических лиц» и будет содержать правила, определяющие расчет данного вида налога. Действующий сейчас закон №2003-1 утрачивает свою силу.

Налоговая база налога на имущество

Изменения в расчете налога на имущество коснется, прежде всего, определения налоговой базы в отношении недвижимого имущества.

Согласно ст.401 п.1 новой главы 32 НК РФ, налог необходимо будет исчислять со следующих видов имущества физических лиц:

  • Жилой дом (к которому в том числе относятся жилые строения на земельных участках, предназначенных для подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального строительства (п.2 ст.401 гл.32 НК РФ));
  • Жилое помещение, к которым относится квартира, комната;
  • Гараж, машино-место;
  • Единый недвижимый комплекс;
  • Объект незавершенного строительства;
  • Иные здание, сооружение, строение, помещение.

По сравнению с действующим перечнем объектов налогообложения, список немного расширен.

Согласно ст.402 гл.32 НК РФ, налоговой базой по новым правилам будет являться кадастровая стоимость имущества. В настоящий момент налог исчисляется, исходя из инвентаризационной стоимости, которая может быть несколько ниже кадастровой.

При расчете налога на имущество берется кадастровая стоимость на 1 января налогового периода, за который проводится расчет.

Налоговая база по налогу на имущество (кадастровая стоимость) может быть уменьшена на определенную величину, в зависимости от вида имущества.

Размеры налоговых вычетов для различных видов имущества (пп.3-6 ст.403 гл.32 НК РФ)

  • Квартира – кадастровая стоимость 20 кв.м. этой квартиры;
  • Комната – кадастровая стоимость 10 кв.м. этой комнаты;
  • Жилой дом – кадастровая стоимость 50 кв.м. этого дома;
  • Единый недвижимый комплекс, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение – 1000000 руб.

Таким образом, в соответствии с установленными правилами, при расчете налога берется кадастровая стоимость имущества за минусом установленного вычета, от полученной величины считается налог в соответствии с установленной налоговой ставкой.

Данные размеры налоговых вычетом по налогу на имущество могут быть увеличены субъектами РФ.

Материалы подготовлены аудиторами компании «Правовест Аудит»

Движимое имущество, не признаваемое объектом налогообложения и движимое имущество, освобожденное от налогообложения

Разъяснения порядка применения норм п. 8 ст. 374 НК РФ и п. 25 ст. 381 НК РФ даны в письмах Минфина России от 28.05.2015 N 03-05-05- 01/30892, от 13.05.2015 N 03-05-05-01/27311, от 02.04.2015 N 03-05-05- 01/18313, от 02.04.2015 N 03-05-05-01/18416, от 02.04.2015 N 03-05-05- 01/18402.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

На основании подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, не признавалось объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств.

Согласно вступившим в силу с 1 января 2015 года положениям Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 366-ФЗ) в соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ с 1 января 2015 года не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций объекты основных средств, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Вышеназванное исключение из объекта налогообложения применяется налогоплательщиками в силу нормы подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ вне зависимости от факта приобретения имущества у взаимозависимых лиц. (Письмо Минфина России от 24.06.2015 N 03-05-05-01/36524)

Вместе с тем в соответствии с пунктом 25 статьи 381 НК РФ с 1 января 2015 года освобождаются от налогообложения организации — в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств , за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми.
Указанная норма не содержит особенностей налогообложения имущества, принятого к учету у налогоплательщика в качестве объекта основных средств, в зависимости от того, в качестве какого объекта бухгалтерского учета такое имущество учитывалось у лица, осуществившего его передачу.

Таким образом:

Движимое имущество, относящееся к первой или второй амортизационной группе не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество.

Движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года (не относящееся к первой и второй амортизационной группе) освобождено от налогообложения налогом на имущество на основании пункта 25 ст. 381 НК РФ.

Движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года в результате реорганизации (в том числе присоединения) или ликвидации, а также приобретенное у лица, признаваемого в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимым с организацией- приобретателем, с 1 января 2015 года подлежит налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Аналогичная точка зрения изложена в Письме ФНС России от 01 июня 2015г. N БС-4-11/9319@ Об изменениях в исчислении налога на имущество с 2015 года.

С 1 января 2015 года не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу согласно Классификации основных средств, утвержденной Правительством РФ.

Одновременно с 1 января 2015 года льгота по налогу на имущество предоставляется в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением движимого имущества, принятого на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
Таким образом, с 1 января 2015 года движимое имущество, принятое на баланс с 1 января 2013 года в результате реорганизации, а также полученное (приобретенное) от взаимозависимого лица, с 1 января 2015 года облагается налогом на имущество в общеустановленном порядке.

При этом основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу, не признаются с 1 января 2015 года объектами налогообложения вне зависимости от даты постановки на учет и источника получения (приобретения).

Следовательно, в 2015 году должно быть вновь введено в налоговый оборот движимое имущество, поставленное на учет организациями в налоговых периодах 2013-2014 годов в результате реорганизации или полученное (приобретенное) от взаимозависимых лиц, за исключением не являющихся объектами налогообложения с 1 января 2015 года ОС, включенных в первую или во вторую амортизационную группу.

Движимое имущество, изготовленное из комплектующих изделий и учитываемое в качестве ОС с 01.01.2013, налогом на имущество не облагается. Письмо Минфина от 15 мая 2015г. N 03-05-05-01/27973

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01 и Планом счетов бухгалтерского учета.

С 1 января 2015 года ОС, включенные в 1 или во 2 амортизационную группу в соответствии с Классификацией ОС, утвержденной Правительством РФ не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций вне зависимости от даты постановки их на учет в качестве ОС.

Движимое имущество, включенное в иные амортизационные группы в соответствии с Классификацией, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве ОС (в том числе в 2013 и 2014 годах), не облагается налогом, за исключением движимого имущества, принятого на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между взаимозависимыми лицами.
Учитывая положения ПБУ 6/01 и Плана счетов бухгалтерского учета, указанная налоговая льгота применяется в отношении ОС, учтенных организацией на счетах бухгалтерского учета 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Согласно Плану счетов бухучета предметы труда, предназначенные для обработки, переработки или использования в производстве либо для хозяйственных нужд, в том числе комплектующие изделия, не учитываются в качестве ОС, а отражаются в качестве производственных запасов по счету 10 «Материалы», в частности по счету 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали».

Комплектующие изделия не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество.

О применении освобождения от налога на имущество организаций движимого имущества — ОС в случае приведения учредительных документов и наименования АО в соответствие с гл. 4 ГК РФ

Разъяснения по этому вопросу даны в письме Минфина России от 09.02.2015 N 03-05-05-01/5111.

Движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств в результате реорганизации или ликвидации, приобретения у взаимозависимых лиц в течение 2013-2014 годов, признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с 1 января 2015 года.

Согласно части 7 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. При этом изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Кроме того, частью 10 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ установлено, что перерегистрация ранее созданных юридических лиц (в том числе акционерных обществ) в связи с вступлением в силу изменений не требуется.

Таким образом, приведение учредительных документов, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона N 99- ФЗ, в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не является реорганизацией (ликвидацией) юридических лиц .

При этом, в письме Минфина России от 12.12.2014 N 07-02-09/64114 разъясняется, что изменение организацией организационно-правовой формы рассматривается как реорганизация в форме преобразования.

Особенности определения налоговой базы как кадастровой стоимости недвижимости

В каких случаях налоговая база определяется как кадастровая стоимость?

Как известно, с 2014 года налоговая база для исчисления налога на имущество организаций по некоторым объектам недвижимости определяется не как среднегодовая стоимость по данным бухучета, а как кадастровая стоимость (п. 2 ст. 375 НК РФ).

Для целей налогообложения учитывается кадастровая стоимость объекта, внесенная в государственный кадастр недвижимости (письмо ФНС России от 25.09.2014 N БС-4-11/19568).

В статье 378.2 НК РФ установлен перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Среди них — административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; здания, предназначенные или фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания; недвижимость иностранных компаний, не имеющих в РФ постоянных представительств, с 2015 года — жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве основных средств.

При этом особенности исчисления налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, устанавливаются законом соответствующего субъекта РФ. В регионе утверждаются результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Помимо этого, в субъекте РФ устанавливается конкретный Перечень объектов «коммерческой» недвижимости в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, а также нежилых помещений, для которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Исчисление налога на имущество по жилым домам и помещениям, не учтенных в качестве ОС

База по налогу на имущество организаций в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых в бухучете в качестве объектов основных средств, определяется как кадастровая стоимость таких объектов (пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ);

Вопрос о налогообложении налогом на имущество организаций жилых домов и помещений, учитываемых на балансе в качестве товаров или готовой продукции, и машино-места, расположенного в административно-деловом или торговом центре разъяснен в письме ФНС от 23 апреля 2015 г. N БС-4-11/7028@.

Пунктом 2 статьи 378.2 Кодекса определено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 4 пункта 1 указанной статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

При этом в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится в отношении учтенных в государственном кадастре объектов недвижимости .

В этой связи подлежат налогообложению по кадастровой стоимости учтенные в государственном кадастре объектов недвижимого имущества жилые дома и жилые помещения, учитываемые на балансе организации в качестве товаров или готовой продукции в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, с учетом положений закона субъекта Российской Федерации.

В случае если законом субъекта Российской Федерации не установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, то жилые дома и жилые помещения, учитываемые на балансе организации в качестве товаров или готовой продукции в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, не облагаются налогом на имущество организаций.

В отношении машино-места сообщаем, что машино-место, расположенное в административно-деловом или торговом центре, включенном в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, облагается налогом на имущество организаций в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.

Установлены критерии признания здания (строения, сооружения) одновременно административно-деловым и торговым центром для целей исчисления налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости такого объекта (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ).

Отнесение объекта к административно-деловому или торговому центру предопределено видом разрешенного использования земельного участка под ним либо видом предназначения, фактического использования 1/5 части площади объекта.

Согласно п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ, введенному в действие с 2015 г., здание может считаться одновременно административно-деловым и торговым центром, если оно предназначено или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Если организации принадлежит на праве собственности нежилое здание или помещение в нем, хотя бы фактически и не используемое и даже не предназначенное для указанных целей, нужно посмотреть на вид разрешенного использования земельного участка и характеристики соседних помещений в здании.

Вопрос об определении налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, ошибочно включенного в перечень, указанный в ст. 378.2 НК РФ, в том числе по причинам несоответствия признакам объекта торговли или объекта административного назначения, отсутствия регистрации права собственности на объект недвижимости и сведений о правообладателе разъяснен в письме Минфина России от 20.01.2015 N 03-05-04-01/1246) .

Согласно пункту 5 статьи 378.2 Кодекса фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса (далее — Перечень объектов недвижимого имущества), направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

С учетом изложенного в Перечень объектов недвижимого имущества должны быть включены объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, отвечающие условиям, установленным пунктами 3-5 статьи 378.2 Кодекса.

Объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, не включенные в Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на соответствующий налоговый период, в силу подпункта 2 пункта 12 статьи 378.2 Кодекса подлежат налогообложению исходя из налоговой базы, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, то есть исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При этом полагаем, что в случае ошибочного включения объекта недвижимого имущества в Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 Кодекса необходимо внести изменения в Перечень объектов недвижимого имущества, с учетом которых в соответствующем налоговом периоде должны применяться к указанному объекту недвижимого имущества положения главы 30 «Налог на имущество организаций» Кодекса.

В случае когда объект недвижимого имущества образован в течение текущего налогового периода в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству РФ действия в отношении объектов недвижимости, включенных в перечень по состоянию на 1 января года соответствующего налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества облагается налогом исходя из кадастровой стоимости, определенной на дату его постановки на государственный кадастровый учет до включения в перечень (абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);

По Вопросу внесения изменений в течение налогового периода в перечень недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость разъяснения даны в письме ФНС от 28 апреля 2015 года N БС-4-11/7315.

Согласно пункту 2 статьи 375 Кодекса налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Кодекса, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в частности, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

  1. административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  2. нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно положениям пунктов 2 и 7 статьи 378.2 Кодекса налоговая база в отношении перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса объектов недвижимости определяется как кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При этом пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса предусмотрено единоразовое определение указанного перечня не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.

Кроме того, абзацем первым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса определено, что выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.

Таким образом, статьей 378.2 Кодекса не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов.

Однако следует иметь в виду, что ошибочно включенные уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации в перечень объекты недвижимого имущества, а также включенные в перечень объекты, в отношении которых судом принято решение о неправомерности их включения в перечень (например, по причине несоответствия критериям отнесения объекта недвижимого имущества к объектам, в отношении которых региональным законодательством установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости), должны быть исключены из перечня, определенного на соответствующий налоговый период, с обязательным размещением соответствующей информации на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (соответственно, в зависимости от того, на каком сайте первоначально был размещен перечень).

В случае если принято решение об исключении из перечня неправомерно включенного в перечень объекта недвижимого имущества, налоговая база в отношении указанного объекта в соответствующем налоговом периоде определяется как среднегодовая стоимость.

Об учете для целей налогообложения изменений в кадастровой стоимости

В случае если кадастровая стоимость объекта недвижимости изменилась при исправлении технической ошибки, допущенной Росреестром, измененная кадастровая стоимость в целях исчисления налога на имущество организаций применяется начиная с периода, в котором была совершена указанная ошибка (абз. 2 п. 15 ст. 378.2 НК РФ);

Если комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суд примет решение о ее изменении, то новая величина учитывается при расчете налога на имущество организаций начиная с периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения оспариваемой стоимости в госкадастр недвижимости (абз. 3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ);

Изменения, внесенные согласно новому п. 15 ст. 378.2 НК РФ:

Основание Учет при определении налоговой базы
Исправление технической ошибки в кадастре Учитывается начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка
Изменение кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Учитывается начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания
Остальные случаи Не учитывается при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах
Налогообложение по кадастровой стоимости в Москве и М.О.

На территории города Москвы ставка налога на имущество организаций, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, а также особенности определения налоговой базы установлены Законом г.Москвы от 05.11.2003г. N 64 «О налоге на имущество организаций».

Налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв.м. и помещений в них (кроме находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если эти здания (строения, сооружения) расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение:

  • офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
  • торговых объектов;
  • объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв.м. и помещений в них, фактически используемых для делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

2.1. расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, площадью свыше 3000 кв.м., принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (норма действует с 2015 года);

3) недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, а также недвижимости иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.

Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП на 2015 год утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (доступен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru).

В Москве налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается в следующих размерах:

  1. 0,9 процента — в 2014 году;
  2. 1,2 процента — в 2015 году;
Московская область

На территории Московской области ставка налога на имущество организаций, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, а также особенности определения налоговой базы установлены Законом Московской области от 21.11.2003 N 150/2003-ОЗ.

Налоговая база как кадастровая стоимость имущества, определяется в отношении следующих видов недвижимости:

  1. торговых центров (комплексов) общей площадью от 1000 кв.м. и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
  2. объектов недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, а также в отношении недвижимости иностранных организаций, не относящейся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.
Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, устанавливается в размере: в 2014 году — 1,0 процента, в 2015 году — 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы — 2 процента.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определен Распоряжением Минмособлимущества от 19.12.2014 N 12ВР-1559. (доступен на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru).

До текущего года уплата налога на недвижимое имущество не слишком беспокоила большинство российских граждан. Переход на расчет из кадастровой стоимости – меняет ситуацию. Попробуем оценить, насколько существенно это обременит семейный бюджет и как отразится на коммерческой недвижимости.

Инвентаризационная стоимость капитальных объектов уже давно стала величиной, никак не отражающей их реальную ценность. Кадастровая стоимость, хотя и рассчитываются по усредненным параметрам, приближена к рыночной цене недвижимости. Грядущие изменения беспокоят многих. Как рассчитать налог на имущество физических лиц по новым правилам, и каким будет увеличение?

В чем суть новых изменений

Дата перехода на новый режим налогообложения вводится решением субъекта Федерации. На начало года в России оказалось 28 регионов, полностью готовых перейти на новую систему. Это значит, что на их территории полностью проведена кадастровая оценка всех недвижимых объектов. Остальные должны завершить эту работу в течение пяти лет, все это время налог они будут рассчитывать по инвентаризационной стоимости.

Налоговые ставки для тех, кто считает по старому, сохраняются: 0,1% (до 300 тыс. руб.), до 0,3 % (до 500 тыс. руб.), до 2% (более 500 тыс. руб.). Для начисления по кадастровым данным,их максимальный размер установлен Налоговым кодексом. Однако региональные власти могут дифференцировать налог в разрешенных пределах (Табл.1.).

Таблица 1.
Объекты недвижимости Ставка, в % от кадастровой стоимости Сроки и порядок введения
  • жилые дома, недостроенные объекты ИЖС, квартиры;
  • единые недвижимые комплексы (включающее хотя бы одно жилое помещение);
  • подсобные, хозяйственные постройки, гаражи(машиноместа);
  • хозпостройки, дома на дачных, садовых участках с S до 50 кв. м.;
0,1

(может быть изменена региональным, муниципальным законом от 0 до 0,3)

вводится с 2016 по 2019 год в следующем порядке:

к сумме налога ежегодно прибавляется по 20% от разницы между новой и старой расчетной величиной

  • недвижимость, кадастровая оценка которой больше 300 млн. руб.;
  • торгово-развлекательные комплексы, бизнес центры;
  • нежилые помещения, в которых располагаются офисы, торговые точки, пункты бытового обслуживания или общественного питания.
2 рассчитывается в полном объеме
  • все остальные недвижимые объекты
0,5

В течение 4-х лет, налог будут рассчитывать по двум вариантам, и постепенно прибавлять разницу: 20, 40, 60, 80 %. И только в 2020 году его придется уплатить полностью. Возникает два основных вопроса: насколько новая оценка будет совпадать с рыночной ценой, и какой будет окончательная сумма?

Кадастровая стоимость считается приближенно, на основе математической модели, отражающей цены на жилье, сложившиеся в регионе. Конечно, при этом учитываются дополнительные факторы: расположение, площадь, год застройки, но далеко не все. Многие важные индивидуальные характеристики выпадают из поля зрения.Она может оказаться, как ниже, так и выше рыночной цены. Понятно, что в первом случае – это устроит владельцев, а во втором – они могут оспорить решение кадастровой палаты в суде и снизить налог.

Принципиальнее разница между утвержденной величиной и инвентаризационной стоимостью. Для домов и квартир новой постройки она не играет особой роли. Для старого жилого фонда 60-х годов, особенно в центральных, исторических местах города, она может быть довольно существенной. О том, как это скажется на рынке недвижимости, смотрите экспертное мнение с нотариусом.

Определенная в кадастре налоговая база уменьшается на сумму вычетов, которые определяются в виде произведения цены 1 кв.м. на следующую площадь:

  • для индивидуального дома – 50 кв.м.;
  • для жилой квартиры – 20 кв.м.;
  • для отдельной комнаты – 10 кв.м.

Льготы для граждан, которые были предусмотрены раньше, сохранились в полном объеме. Однако налог начисляется на все недвижимые объекты, а льгота предоставляется только по одному из них, и только по одному основанию. Так, если пенсионер-инвалид имеет в собственности две квартиры, то одну из них он будет оплачивать полностью.

Перечень коммерческой недвижимости, для которой база определяется исключительно по данным кадастра по 2% ставке, приведен в ст.378.2 НК , включая помещения, полученные в результате ее раздела.В отношении них не применяются понижающие коэффициенты на 2016 – 2019 годы и льготы.

Почувствуйте разницу: примеры расчета

В собственности у Александра: квартира площадью 50 кв.м., в новом доме, раньше он уплачивал за нее 125 руб., сколько будет начислено за 2015 год?

  1. По инвентаризационной стоимости (ИС): 125 тыс. рублей, установлена БТИ в 2010 году.Н = ИС × налоговая ставка = 125 000 × 1,147 × 0,001 (0,1 %) = 143 руб.

    1,147 – увеличивающий коэффициент-дефлятор , устанавливается ежегодно.

  2. По кадастровой стоимости (КС): 1,5 млн. рублей по оценке на 1 января 2012 года.Н = (КС ̶ вычет) × ставка налога = (1 500 000 – 600 000) × 0,001 = 900 руб.
    вычет = 30 000 × 20 = 600 000 руб.900 ̶ 143 = 757 × 0,2 = 151 руб. – 20 % от суммы разницы;

    Итого: 143 + 151 = 294 руб.

Приведенный расчет налога на имущество на имущество физических лиц показывает, что его общая сумма увеличивалась более чем в 6 раз. Правда,в следующем году она возрастет только вдвое.

Где взять данные для расчета

  • Инвентаризационная оценка– указана в техническом паспорте, если его нет – можно запросить выписку в БТИ.
  • Кадастровая стоимость – содержится в общедоступном информационном банке на сайте Россреестра.

Найти информацию можно по адресу, кадастровому номеру или условному номеру (он указан в свидетельстве о праве собственности).

Региональные налоговые ставки – проще всего посмотреть на официальном сайте ФНС.

В региональных документах указывается, по какому основанию будет рассчитываться налог и приводятся дифференцированные ставки.

Выводы

  1. Относительная величина налога увеличится в 4 – 8 раз, но в абсолютных цифрах все-таки сумма для большинства не такая пугающая, как это могло показаться.
  2. Наиболее заметное увеличение ждет владельцев старых квартир, особенно расположенных в центре. Инвентаризационная стоимость такого жилья очень невелика, а рыночная – вполне существенная.
  3. Размеры налогов довольно заметно отличаются в разных регионах, так что тяжесть налогового бремени будет существенно зависть от политики местных властей.

Начиная с 01.01.2015г. вступят в силу поправки, внесенные в Налоговый кодекс Федеральным законом №284-ФЗ от 04.10.2014г. «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».

С нового года вторая часть НК РФ пополнится главой 32 «НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ». Одновременно утратит силу закон РФ от 09.12.1991г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Данная глава предусматривает новый порядок расчета налоговой базы по налогу - начиная с 2015* года, сумма налога рассчитывается исходя из кадастровой стоимости имущества. Рассчитывать сумму налога будут, как и прежде, налоговые органы.

*Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 01.01.2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

До момента принятия такого Решения налоговая база определяется «по старому» - исходя из инвентаризационной стоимости объектов.

При этом, согласно п.3 ст.3 закона №284-ФЗ, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) о введении на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) с 1 января 2015 года налога на имущество физических лиц должны быть опубликованы не позднее 1 декабря 2014 года .

Напомним, что статья 23 первой части НК РФ дополнена пунктом 2.1., в соответствии с которым, начиная с 1 января 2015 года, налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, обязаны сообщать о наличии у них:

  • объектов недвижимого имущества (а так же - транспортных средств),
признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в ИФНС по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Вышеуказанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях:

  • если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта,
  • или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.
Соответственно, с 2015 года представлять сообщения в и вышеуказанные документы необходимо будет тем физлицам, которые не получили уведомление по объектам, приобретенным в 2015 г. и позже.

Если имущество было приобретено в 2015 году и уведомлений по нему не поступало, то с 01 января 2016 года до 30 декабря 2016 года (включительно) налогоплательщику необходимо предоставить информацию в ИФНС.

При этом штрафные санкции за не предоставление в срок такой информации ИФНС сможет применить только с 2017 года. Именно с 1 января 2017 года начнет действовать пункт 3 ст.129 НК РФ.

Согласно данному пункту неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - физическим лицом налоговому органу сообщения, предусмотренного пунктом 2.1 статьи 23 НК РФ, влечет взыскание штрафа:

  • в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса.
В статье мы рассмотрим основные положения новой главы НК РФ - порядок определения налоговой базы по налогу, налоговые ставки и льготы по налогу на имущество физических лиц.

Налогоплательщики и объекты налогообложения

Налогоплательщиками по налогу на физических лиц, как и прежде, признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Объектом налогообложения согласно ст.401 НК РФ, признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

  1. жилой дом;
  2. жилое помещение (квартира, комната);
  3. гараж, машино-место;
  4. единый недвижимый комплекс;
  5. объект незавершенного строительства;
  6. иные здание, строение, сооружение, помещение.
В целях настоящей главы жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам .

Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

В составе объектов налогообложения не поименованы доли в праве общей собственности на имущество, как в Законе №2003-1 от 09.12.1991г. Однако, в ст.408 НК РФ приводится механизм расчета налога на имущество, находящееся в долевой/общей совместной собственности.

в общей долевой собственности , налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения.

В случае, если объект налогообложения находится в общей совместной собственности , налог исчисляется для каждого из участников совместной собственности в равных долях .

Налоговая база

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Исключением из этого правила являются те объекты, по которым субъектом РФ не утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов.

Объекты, включенные в Перечень недвижимого имущества, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ*, облагаются налогом по кадастровой стоимости.

*К таким объектам относятся:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
Порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом*.

*Налоговым периодом, как и прежде, признается календарный год (ст.405 НК РФ).

В отношении объекта, образованного в течение налогового периода, налоговая база в этом налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев:

1. Изменения кадастровой стоимости вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет.

В этом случае новая стоимость учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.

2. Изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения такой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Налоговая база, определяемая по кадастровой стоимости

Налоговая база в отношении квартиры на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры.

Налоговая база в отношении комнаты определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты.

Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.

Налоговая база в отношении единого недвижимого комплекса , в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на один миллион рублей .

Органы муниципальных образований (органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать размеры налоговых вычетов .

В случае, если при применении налоговых вычетов налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

Налоговая база, определяемая по инвентаризационной стоимости

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются законодательными актами органов муниципальных образований (законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

При определении налоговой базы по кадастровой стоимости налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих (п.2 ст.406 НК РФ):

1. 0,1% в отношении:

  • жилых домов, жилых помещений;
  • объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
  • единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);
  • гаражей и машино-мест;
  • хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
2. 2% в отношении объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п.10 ст.378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

3. 0,5% в отношении прочих объектов налогообложения.

Налоговые ставки 0,1% и 2% могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза. При определении налоговой базы по инвентаризационной стоимости , налоговые ставки устанавливаются на основе суммарной инвентаризационной стоимости объектов умноженной на коэффициент-дефлятор, в следующих пределах (п.4 ст.406 НК РФ):

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

1) кадастровой стоимости объекта налогообложения (инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента);

2) вида объекта налогообложения;

3) места нахождения объекта налогообложения;

4) видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

Если налоговые ставки не определены нормативными актами муниципалитетов (законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится:

1) в случае определения базы по кадастровой стоимости - по ставкам, указанным в п.2 ст.406 НК РФ;

2) в случае определения базы по инвентаризационной стоимости:

По ставке 0,1% в отношении объектов с инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), до 500 000 рублей включительно,

По ставке 0,3% в отношении остальных объектов.

Налоговые льготы

Статьей 407 НК РФ предусмотрен перечень льгот, практически ничем не отличающийся от действующего сейчас.

Согласно положениям ст.407 НК РФ, право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои СССР и Герои РФ, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

3) инвалиды с детства;

4) участники гражданской войны и ВОВ, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с законами:

  • №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
  • №175-ФЗ от 26.11.1998г. "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
  • №2-ФЗ от 10.01.2002г. "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством РФ выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования;

15) физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Налоговая льгота предоставляется в размере суммы налога подлежащей уплате. Льгота распространяется на имущество, находящееся в собственности налогоплательщика и не использующееся им в предпринимательской деятельности (п.3 ст.407 НК РФ).

При определении суммы налога, льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения (п.4 ст.407 НК РФ):

  1. квартира или комната;
  2. жилой дом;
  3. помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;
  4. хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;
  5. гараж или машино-место.
Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в пп.2 п.2 ст.406 НК РФ, облагаемых по ставке 2% (п.5 ст.407 НК РФ).

Для получения льготы необходимо предоставить заявление о ее предоставлении и документы, подтверждающие право на льготу, в ИФНС по своему выбору (п.6 ст.407 НК РФ)*.

*Если по состоянию на 31.12.2014г. льгота уже была предоставлено, заново подавать заявление и документы не требуется.

Согласно п.7 ст.407 НК РФ, налогоплательщик должен уведомить ИФНС о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых он хочет получить льготу.

Уведомление* необходимо подать в ИФНС до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого применяется налоговая льгота.

С 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц в России будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, а не инвентаризационной стоимости, как это было раньше. Для большинства владельцев это означает существенное увеличение суммы налога.

Изменение законодательства

С 1 января 2015 года коренным образом изменилось законодательство о налогах на имущество физических лиц. Действовавший на протяжении 23 лет Закон «О налогах на имущество физических лиц»* утратил свою силу, а вместо него появилась новая глава в Налоговом Кодексе Российской Федерации (гл.32 НК РФ).

Основное изменение – налог на имущество теперь будет рассчитываться на основании кадастровой стоимости объекта, а не инвентаризационной , как было ранее.

Инвентаризационная (балансовая) стоимость имущества досталась нам в наследство с советских времён, и определялась Бюро Технической Инвентаризации (БТИ) как сумма всех затрат на строительство умноженная на целый ряд специальных коэффициентов (на износ и др.). Данная стоимость указывалась в специальной справке или в техническом паспорте на квартиру. Важно понимать, что инвентаризационная стоимость была очень далека от реальной рыночной стоимости, особенно для объектов недвижимости, построенных более 20 лет назад (в десятки раз ниже).

Кадастровая стоимость учитывает сегмент недвижимости, расположение и площадь объекта, год постройки. Кадастровую стоимость определяет и учитывает Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, более известная как Росреестр. Кадастровая стоимость максимально близка к рыночной.

Приведу пример:

Одна и та же 2-х комнатная квартира площадью 58 кв.метров, расположенная в Москве, в 5-ти этажном доме 60-х годов постройки, имеет инвентаризационную стоимость 350 тыс. рублей, а кадастровую – 10,5 миллионов рублей.

Ставки налога

Лучше всего проиллюстрировать изменения в налоговых ставках можно с помощью таблицы.

Наименование в 2014 году с 01.01.2015
Что облагается налогом на имущество
  • жилой дом
  • квартира, комната
  • гараж
  • иное строение помещение и сооружение, находящееся в собственности налогоплательщика
  • жилой дом
  • квартира, комната
  • гараж, машино-место
  • единый недвижимый комплекс
  • объект незавершенного строительства
  • иное строение, помещение и сооружение, находящееся в собственности налогоплательщика
Налоговая база Инвентаризационная стоимость Кадастровая стоимость
Ставка налога Инвентаризационная стоимость:
  • до 300 000 руб. (включительно) — до 0,1% (включительно)
  • от 300 000 руб. до 500 000 руб. (включительно) — от 0,1 до 0,3% (включительно)
  • свыше 500 000 руб. — от 0,3 до 2,0% (включительно)
  • для жилых домов, квартир, комнат, незавершенных жилых домов, гаражей и машино-мест, хозяйственных строений и сооружений не более 50 кв.м – до 0,3% (включительно)
  • для административно-деловых и торговых центров, нежилых помещений под офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания, а также для имущества, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн. руб. – 2%
  • для прочих объектов – 0,5%
Срок уплаты Не ранее 1 Ноября года, следующего за истекшим годом. Не позднее 1 Октября года, следующего за истекшим годом.
Налоговые льготы Налогом не облагается:
  • для квартиры — 20 кв. м от общей площади квартиры
  • для комнаты — 10 кв. м от площади комнаты
  • для жилого дома – 50 кв.м от площади дома
Льготники Герои Советского Союза и Российской Федерации, инвалиды, военнослужащие и члены их семей, пенсионеры, и другие.

От налога освобождается только один объект имущества каждого вида.

Льгота не предоставляется для административно-деловых и торговых центров, нежилых помещений под офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания, а также для имущества, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн. руб.

Субъектам Российской Федерации дано 5 лет (с 2015 по 2019 года), чтобы перейти на новую систему начисления налога на имущество физических лиц. По сообщению «Российской газеты», 28 регионов РФ, в том числе Москва, Новосибирская, Рязанская, Самарская, Сахалинская области, и др. поспешили сделать это уже с 2015 года. Очевидно, что субъекты федерации заинтересованы в скорейшем переходе на новый порядок исчисления налога, т.к. это должно увеличить поступления в региональные бюджеты.

При этом каждый муниципалитет имеет право варьировать и дифференцировать ставки налога на имущество в указанных пределах. Действующие ставки налога можно узнать на сайте вашего муниципалитета.

Например, для города Москва ставки выглядят следующим образом:

для г. Москва в 2014 году ** для г. Москва с 01.01.2015 ***
Инвентаризационная стоимость

— для жилых и нежилых помещений:

  • до 300 000 руб. (включительно) — 0,1%
  • от 300 000 руб. до 500 000 руб. (включительно) — 0,3%
  • от 500 000 руб. до 1 000 000 руб. (включительно) — 0,6%

— для жилых помещений свыше 1 000 000 руб. – 0,75%

— для нежилых помещений от 1 000 000 руб. до 1 500 000 руб. (включительно) – 1,2%

— для нежилых помещений свыше 1 500 000 руб. – 2%

Кадастровая стоимость

— для жилых домов, квартир, комнат, хозяйственных строений и сооружений не более 50 кв.м:

  • до 10 млн. руб. (включительно) — 0,1%
  • от 10 млн. руб. до 20 млн. руб. (включительно) – 0,15%
  • от 20 млн. руб. до 50 млн. руб. (включительно) – 0,2%
  • от 50 млн. руб. до 300 млн. руб. (включительно) – 0,3%

— для гаражей и машино-мест – 0,1%

— для незавершенных жилых домов – 0,3%

— для административно-деловых и торговых центров, нежилых помещений под офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания, а также для имущества, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн. руб. – 2%

— для прочих объектов – 0,5%

Изменения суммы налога

Для того чтобы повышение налога не стало шоком для налогоплательщиков, предусмотрен 4-х летний переходный период, в течение которого будут действовать понижающие коэффициенты: за первый год сумма налога будет 20%, за второй год – 40%, за третий – 60%, и за четвёртый год – 80%.

Воспользуюсь приведённым примером: 2-х комнатная квартира площадью 58 кв.метров, расположенная в Москве, в 5-ти этажном доме 60-х годов постройки, с инвентаризационной стоимостью 350 тыс. рублей, и кадастровой – 10,5 миллионов рублей.

За 2014 год налог на имущество рассчитывается как:
инвентаризационная стоимость * ставка налога, т.е. 350 000 руб. * 0,3% = 1 050 рублей .

За 2019 год, без учёта вероятного роста кадастровой стоимости, налог будет рассчитываться как:
(кадастровая стоимость минус кадастровая стоимость 20 кв.м) * ставка налога,
т.е., (10 500 000 руб. – (20 кв.м * 10 500 000 руб./58 кв.м)) * 0,15% = 6 880 000 руб. * 0,15% = 10 320 рублей .

Читатели могут самостоятельно рассчитать будущую сумму налога на своё имущество, узнав его кадастровую стоимость на сайте Росреестра https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_ib_portal_services/cc_ib_ais_fdgko .

Если вы не знаете кадастровый номер объекта недвижимости, то его можно узнать по адресу объекта на другой странице того же сайта https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_ib_portal_services/online_request .

Другие изменения налогов в России с 2015 года

О других изменения налогового законодательства Российской Федерации, вступивших в силу с 1 января 2015 года можно прочитать в статье