Процедуры, применяемые к должнику в деле о банкротстве. Процедуры, применяемые в отношении несостоятельного предприятия Процедуры применяемые в деле о банкротстве

  • 10. Подзаконные нормативные правовые акты
  • 11. Разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами рф в регулировании предпринимательских отношений.
  • 12. Обычаи делового оборота.
  • 13. Понятие и виды субъектов предпр.Права. Понятие хозяйствующий субъект.
  • 14. Ип как субъект пп.
  • 15. Коммерческие организации как субъекты предпринимательского права. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.
  • 16. Хозяйственная компетенция.
  • 17. Правовой статус Дочерних обществ и зависимых обществ. Правовой статус филиалов, представительств, иных обособленных подразделений.
  • 18. Правовое регулирование малого предпринимательства.
  • 19. Правовые основы государственной поддержки малого предпринимательства.
  • 20. Правовые основы деятельности Холдингов.
  • 21. Правовые основы деятельности Финансово-промышленных групп.
  • 22. Правовое регулирование государственной регистрации предпринимателей.
  • 23. Вещные права в предпринимательской деятельности.
  • 24. Состав имущества предпринимателя.
  • 25. Правовое обеспечение амортизации.
  • 26. Правовой режим основных средств.
  • 27. Правовой режим капиталов, фондов и резервов организации.
  • 28. Правовой режим наличных денежных средств.
  • 29. Понятие, значение и система правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности.
  • 30. Основные требования к ведению бухучета. Правовые основы.
  • 31. Правовые основы Учетной политики организации.
  • 32. Правовые основы Бухгалтерской отчетности.
  • 33.Правовое регулирование Учета имущества индивидуального предпринимателя.
  • 34. Предпринимательский договор – понятие и значение.
  • 35. Основания, формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности.
  • 36. Правовые основы Управления государственной собственностью.
  • 37. Налоговый контроль в предпринимательской деятельности. Правовые основы, цели и значение.
  • 38. Обеспечение безопасности при осуществлении предпринимательской деятельности.Правовые основы.
  • 39. Правовые основы саморегулирования при осуществлении пп.
  • 40. Охрана прав и законных интересов предпринимателя.
  • 41. Медиация(посредничество) как способ разрешения конфликтов с участием предпринимателей.
  • 42. Защита деловой репутации и коммерческой тайны.
  • Защита деловой репутации и коммерческой тайны закреплены в фз от 29 июля 2004 г. N 98-фз о коммерческой тайне и ст.152 гк рф.
  • 43. Понятие, значение и правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности.
  • 44. Нормативно-правовое закрепление видов деятельности, подлежащих лицензированию.
  • 45. Правовые основы лицензионных процедур.
  • 46. Понятие, особенности и значение антимонопольного законодательства.
  • 47. Правовые основы пресечения и ограничения монополистической деятельности. Злоупотребление доминирующим положением.
  • 48. Соглашения, ограничивающие конкуренцию. Монополистические действия публичных органов.
  • 49. Правовые основы пресечения Недобросовестной конкуренции.
  • 50. Правовые основы защиты конкуренции на рынке финансовых услуг.
  • 51. Правовые основы, цели и субъекты антимонопольного контроля.
  • 52. Естественные монополии.Правовой анализ
  • 53. Несостоятельность (банкротство): значение, система правового регулирования.
  • 54. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства).
  • 55. Несостоятельность (банкротство): субъектный состав. Правовой анализ
  • 56. Правовое положение Арбитражных управляющих.
  • 57.Понятие процедур, применяемых в деле о банкротстве. Разбирательство дел о банкротстве.
  • 58. Правовое регулирование наблюдения.
  • 59. Правовое регулирование Финансового оздоровления.
  • 60. Правовое регулирование Внешнего управления.
  • 61. Правовые основы Конкурсного производства.
  • 62. Правовые основы мирового соглашения.
  • 63. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) градообразующих и сельскохозяйственных организаций.
  • 64.Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) финансовых организаций.
  • 65. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) стратегических предприятий и субъектов естественных монополий.
  • 66.Правовое регулирование Упрощенных процедуры, применяемых в деле о банкротстве. Существует 2 упрощенные процедуры:
  • 67. Система правового регулирования качества продукции.
  • 68. Законодательство о техническом регулировании. Технические регламенты.
  • 69.Правовое регулирование стандартизации.
  • 70. Правовое регулирование подтверждения соответствия.
  • 71 . Порядок проведения сертификации продукции. Правовые основы аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий
  • 72.Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов. Правовые основы, цели и значение
  • 73.Правовое регулирование ценообразования.
  • 76. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности.
  • 78. Правовое регулирование инвестиционной деятельности. Иностранные инвестиции
  • 80. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе.
  • 57.Понятие процедур, применяемых в деле о банкротстве. Разбирательство дел о банкротстве.

    Разбирательство АС, по месту нахождения должника. Третейский не может. Но решение может служить для подтверждения долга. Правом на обращение в АС с заявлением о признании должника банкротом – должник (в ряде случаев обязан обратиться в суд); конкурсные кредиторы; уполномоченные органы. Требования к должнику должны быть подтверждены решением суда, ас, третейского.

    По итогам разбирательства суд должен принять один из семи актов – два решения – о признании б. и открытии конкурсного производства; решение об отказе в признании б. Принимает заявление если сумма долга превышает и если есть признаки б.

    По общему правилу, к юр. лицам – все 5 процедур, к лицам физическим – лишь последние две. Закон здесь непоследователен, и есть нормы о введении наблюдения в отношении физ. лица.

    При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.

    Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

    Процедура наблюдения - начальная процедура процесса банкротства. Цель данной процедуры состоит в том, чтобы провести анализ финансового состояния должника, выявить кредиторов, исключить возможность вывода активов. По итогам наблюдения арбитражным судом принимается решение о дальнейшей судьбе должника.

    Наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя к должнику, т.е. после рассмотрения в судебном заседании заявления о признании должника несостоятельным (банкротом). Срок наблюдения не должен превышать 7месяцев.

    С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия, указанные в ст. 63 Закона о банкротстве.

    В целях обеспечения наступления указанных последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

    Введение наблюдения не влечет отстранения органов управления должника от исполнения своих обязанностей, однако введение данной процедуры накладывает ряд ограничений. В частности, органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом о банкротстве, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок, особенности которых указаны в ст. 64 Законом о банкротстве.

    Арбитражный управляющий, назначенный арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения, называетсявременным управляющим . Он обладает правами и обязанностями, указанными в ст. ст. 66-67 Закона о банкротстве.

    Одним из основных мероприятий процедуры наблюдения является проведение временным управляющим первого собрания кредиторов , на котором принимается решение о введении одной из процедур банкротства, об образовании комитета кредиторов, определении требований к кандидатурам арбитражного управляющего, составление реестра требований кредиторов и т. п.

    Наблюдение прекращается введением арбитражным судом одной из процедур банкротства (финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства).

    Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем 2 года.

    В ходе финансового оздоровления требования кредиторов погашаются постепенно, в соответствии с графиком погашения задолженности. Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами, не противоречащими Закону о банкротстве.

    Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой.

    В качестве предмета обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.

    Как правило, обеспечение предоставляется учредителями (участниками) либо собственником имущества должника - унитарного предприятия, которые и обращаются к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления. По согласованию с должником ходатайство о введении финансового оздоровления может быть подано третьим лицом или третьими лицами. Указанное ходатайство должно содержать сведения о предлагаемом обеспечении третьим лицом или третьими лицами исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

    Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, когда собранием кредиторов не принято решение о применении конкретной процедуры банкротства, либо когда собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, но арбитражный суд принимает решение о введении финансового оздоровления при условии предоставления ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц и предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника.

    Последствия введения финансового оздоровления практически такие же, как и у процедуры наблюдения, и призваны обеспечить сохранность имущества должника. (ст. 81 Закона о банкротстве).

    В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с некоторыми ограничениями. Для совершения ряда сделок органы управления должника должны получить предварительное согласие собрания кредиторов (комитета кредиторов) либо административного управляющего.

    На основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или предоставивших обеспечение лиц, содержащего сведения о ненадлежащем исполнении руководителем должника плана финансового оздоровления или о совершении руководителем должника действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов и (или) предоставивших обеспечение лиц, арбитражный суд может отстранить руководителя должника от должности.

    Арбитражный управляющий, принимающий участие в осуществлении процедуры финансового оздоровления, называетсяадминистративным управляющим. Его права и обязанности определены ст. 83 Закона о банкротстве.

    В случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности, и отсутствия жалоб кредиторов либо признания их необоснованными, арбитражный суд выносит определение об окончании финансового оздоровления и прекращении производства по делу о банкротстве. Если же требования кредиторов не могут быть удовлетворены в сроки, предусмотренные графиком погашения задолженности, либо допускаются неоднократные или существенные (на срок более 15 дней) задержки выплат кредиторам, финансовое оздоровление прекращается и в отношении должника либо вводится внешнее управление, либо выносится решение о признании банкротом и открытии конкурсного производства.

    Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

    Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, этот срок может быть продлен не более чем на 6 месяцев. По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен.

    Арбитражный управляющий, участвующий в процедуре внешнего управления, называется внешним управляющим .

    Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.

    План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

    Планом внешнего управления могут быть предусмотрены меры по восстановлению платежеспособности должника (см. ст. 109 Закона о банкротстве).

    Если в результате внешнего управления платежеспособность должника восстанавливается, арбитражный суд по ходатайству собрания кредиторов выносит определение о переходе к расчетам с кредиторами. Вынесение арбитражным судом определения о переходе к расчетам с кредиторами является основанием для начала расчетов со всеми кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. В определении о переходе к расчетам с кредиторами устанавливается срок окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать шесть месяцев с даты вынесения указанного определения. После окончания расчетов с кредиторами арбитражный суд выносит определение об утверждении отчета внешнего управляющего и о прекращении производства по делу о банкротстве. В случае если в установленный арбитражным судом срок не произведены расчеты с кредиторами, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

    При наличии ходатайства собрания кредиторов о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также в случае отказа арбитражного суда в утверждении отчета внешнего управляющего или непредставления указанного отчета в течение месяца со дня окончания установленного срока внешнего управления арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

    Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.

    По своей сути конкурсное производство - это последняя процедура в рамках производства по делу о несостоятельности, которая вводится, если арбитражным судом признана невозможность восстановления платежеспособности должника. На этапе конкурсного производства меры по восстановлению платежеспособности должника не применяются, все внимание уделяется максимально полному и соразмерному удовлетворению требований кредиторов несостоятельного должника.

    Полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия прекращаются, за исключением полномочий органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника.

    Основной обязанностью конкурсного управляющего является формирование конкурсной массы. В конкурсную массу включается все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, за исключением имущества, изъятого из оборота, в том числе социально значимых объектов. Социально значимые объекты (например, образовательные учреждения, жилищный фонд) подлежат возмездной передаче органам местного самоуправления, а средства, вырученные от их продажи, - зачислению в конкурсную массу.

    Требования кредиторов в ходе конкурсного производства, как правило, удовлетворяются на началах очередности и соразмерности. Вне очереди удовлетворяются текущие обязательства должника, в частности, судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему, коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника, и т. п.

    Законом о банкротстве предусмотрен порядок удовлетворения требований кредиторов, включающий три очереди кредиторов (п.4 ст. 134 Закона о банкротстве).

    Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

    В случае если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, в том числе основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств в целях рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

    В иных случаях после завершения расчетов с кредиторами, в том числе при неполном погашении требований кредиторов, но при исчерпании конкурсной массы, конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах конкурсного производства. При полном удовлетворении всех требований кредиторов арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве, в ином случае - о завершении конкурсного производства, которое является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

    Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

    Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается должником-гражданином или руководителем должника - юридического лица, исполняющим обязанности руководителя должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим.

    Мировое соглашение заключается в письменной форме и подписывается со стороны должника лицом, принявшим решение о заключении мирового соглашения. От имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов мировое соглашение подписывается представителем собрания кредиторов или уполномоченным собранием кредиторов на совершение данного действия лицом.

    Мировое соглашение должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.

    С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа мировое соглашение может содержать положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга или иными предусмотренными федеральным законом способами, если такой способ прекращения обязательств не нарушает права иных кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Мировое соглашение может содержать положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов.

    Условия мирового соглашения для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его заключение.

    Мировое соглашение должно быть утверждено арбитражным судом и вступает в силу с даты его утверждения. При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства, в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.

    Арбитражный суд может отказать в утверждении мирового соглашения в случае неисполнения обязанности по погашению задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

    Основанием для отказа арбитражным судом в утверждении мирового соглашения также является:

      нарушение установленного Законом о несостоятельности порядка заключения мирового соглашения;

      несоблюдение формы мирового соглашения;

      нарушение прав третьих лиц;

      противоречие условий мирового соглашения Закону о несостоятельности, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам;

      наличие иных предусмотренных гражданским законодательством оснований ничтожности сделок.

    В случае вынесения арбитражным судом определения об отказе в утверждении мирового соглашения мировое соглашение считается незаключенным.

    Мировое соглашение может быть расторгнуто арбитражным судом в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по заявлению конкурсного кредитора или конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, обладавших на дату утверждения мирового соглашения не менее чем четвертью требований к должнику.

    "

    При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры:

    Наблюдение; - финансовое оздоровление; - внешнее управление; - конкурсное производство; - мировое соглашение.

    При рассмотрении дела о банкротстве должника - гражданина применяются следующие процедуры: - конкурсное производство; - мировое соглашение;

    Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

    Процедура наблюдения - начальная процедура процесса банкротства. Цель данной процедуры состоит в том, чтобы провести анализ финансового состояния должника, выявить кредиторов, исключить возможность вывода активов. По итогам наблюдения арбитражным судом принимается решение о дальнейшей судьбе должника. Наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя к должнику, т.е. после рассмотрения в судебном заседании заявления о признании должника несостоятельным (банкротом). Срок наблюдения не должен превышать семь месяцев.

    С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:

    Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;

    По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств.

    Не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

    Не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.

    Введение наблюдения не влечет отстранения органов управления должника от исполнения своих обязанностей, однако введение данной процедуры накладывает ряд ограничений. В частности, органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных «Законом о банкротстве», сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок, особенности которых указаны в ст. 64 «Закона о банкротстве».

    Арбитражный управляющий, назначенный арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения, называется временным управляющим. Одним из основных мероприятий процедуры наблюдения является проведение временным управляющим первого собрания кредиторов, на котором принимается решение о введении одной из процедур банкротства, об образовании комитета кредиторов, определении требований к кандидатурам арбитражного управляющего, составление реестра требований кредиторов и т.п.


    Наблюдение прекращается введением арбитражным судом одной из процедур банкротства (финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства).

    Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится на срок не более, чем два года.

    В ходе финансового оздоровления требования кредиторов погашаются постепенно, в соответствии с графиком погашения задолженности. Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами, не противоречащими «Закону о банкротстве».

    Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой. В качестве предмета обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.

    Как правило, обеспечение предоставляется учредителями (участниками) либо собственником имущества должника - унитарного предприятия, которые и обращаются к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления. По согласованию с должником ходатайство о введении финансового оздоровления может быть подано третьим лицом или третьими лицами. Указанное ходатайство должно содержать сведения о предлагаемом обеспечении третьим лицом или третьими лицами исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

    Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, когда собранием кредиторов не принято решение о применении конкретной процедуры банкротства, либо когда собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, но арбитражный суд принимает решение о введении финансового оздоровления при условии предоставления ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц и предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника.

    Последствия введения финансового оздоровления практически такие же, как и у процедуры наблюдения, и призваны обеспечить сохранность имущества должника (ст. 81 ФЗ).

    В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с некоторыми ограничениями. Для совершения ряда сделок органы управления должника должны получить предварительное согласие собрания кредиторов (комитета кредиторов) либо административного управляющего.

    На основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или предоставивших обеспечение лиц, содержащего сведения о ненадлежащем исполнении руководителем должника плана финансового оздоровления или о совершении руководителем должника действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов и (или) предоставивших обеспечение лиц, арбитражный суд может отстранить руководителя должника от должности.

    Арбитражный управляющий, принимающий участие в осуществлении процедуры финансового оздоровления, называется административным управляющим. Его права и обязанности определены ст. 83 «Закона о банкротстве».

    В случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности, и отсутствия жалоб кредиторов либо признания их необоснованными, арбитражный суд выносит определение об окончании финансового оздоровления и прекращении производства по делу о банкротстве. Если же требования кредиторов не могут быть удовлетворены в сроки, предусмотренные графиком погашения задолженности, либо допускаются неоднократные или существенные (на срок более 15 дней) задержки выплат кредиторам, финансовое оздоровление прекращается и в отношении должника либо вводится внешнее управление, либо выносится решение о признании банкротом и открытии конкурсного производства.

    Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

    Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, этот срок может быть продлен не более чем на 6 месяцев. По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен. Введение внешнего управления влечет наступление последствий (ст. 94).

    С даты введения внешнего управления: 1) прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; 2) внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством; 3) прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, 4) вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    Арбитражный управляющий, участвующий в процедуре внешнего управления, называется внешним управляющим. Его права и обязанности в рамках процедуры внешнего управления определены в ст. 99 «Закона о банкротстве». Не позднее, чем через месяц с даты своего утверждения, внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.

    План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

    Если в результате внешнего управления платежеспособность должника восстанавливается, арбитражный суд по ходатайству собрания кредиторов выносит определение о переходе к расчетам с кредиторами. Вынесение арбитражным судом определения о переходе к расчетам с кредиторами является основанием для начала расчетов со всеми кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. В определении о переходе к расчетам с кредиторами устанавливается срок окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать шесть месяцев с даты вынесения указанного определения. После окончания расчетов с кредиторами арбитражный суд выносит определение об утверждении отчета внешнего управляющего и о прекращении производства по делу о банкротстве. В случае, если в установленный арбитражным судом срок не произведены расчеты с кредиторами, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

    При наличии ходатайства собрания кредиторов о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также в случае отказа арбитражного суда в утверждении отчета внешнего управляющего или непредставления указанного отчета в течение месяца со дня окончания установленного срока внешнего управления арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

    Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.

    По своей сути конкурсное производство - это последняя процедура в рамках производства по делу о несостоятельности, которая вводится, если арбитражным судом признана невозможность восстановления платежеспособности должника. На этапе конкурсного производства меры по восстановлению платежеспособности должника не применяются, все внимание уделяется максимально полному и соразмерному удовлетворению требований кредиторов несостоятельного должника.

    Введение конкурсного производства влечет наступление последствий, указанных в ст. 126 «Закона о банкротстве».

    Полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия - прекращаются, за исключением полномочий органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника. Полномочия по управлению должником передаются конкурсному управляющему, полномочия которого определены в ст. 129 «Закона о банкротстве».

    Основной обязанностью конкурсного управляющего является формирование конкурсной массы. В конкурсную массу включается все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, за исключением имущества, изъятого из оборота, в том числе социально значимых объектов. Социально значимые объекты (например, образовательные учреждения, жилищный фонд) подлежат возмездной передаче органам местного самоуправления, а средства, вырученные от их продажи, - зачислению в конкурсную массу.

    Требования кредиторов в ходе конкурсного производства, как правило, удовлетворяются на началах очередности и соразмерности. Вне очереди удовлетворяются текущие обязательства должника, в частности судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему, коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника, и т.п.

    «Законом о банкротстве» предусмотрен порядок удовлетворения требований кредиторов, включающий три очереди кредиторов (п. 4 ст. 134 «Закона о банкротстве»).

    Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

    В случае, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, в том числе основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств с целью рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

    В иных случаях после завершения расчетов с кредиторами, в том числе при неполном погашении требований кредиторов, но при исчерпании конкурсной массы, конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах конкурсного производства. При полном удовлетворении всех требований кредиторов арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве, в ином случае - о завершении конкурсного производства, которое является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

    Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

    Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается должником-гражданином или руководителем должника - юридического лица, исполняющим обязанности руководителя должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим. Мировое соглашение заключается в письменной форме и подписывается со стороны должника лицом, принявшим решение о заключении мирового соглашения. От имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов мировое соглашение подписывается представителем собрания кредиторов или уполномоченным собранием кредиторов на совершение данного действия лицом.

    Мировое соглашение должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.

    С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа мировое соглашение может содержать положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции, облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга или иными предусмотренными федеральным законом способами, если такой способ прекращения обязательств не нарушает права иных кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Мировое соглашение может содержать положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов.

    Условия мирового соглашения для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его заключение.

    Мировое соглашение должно быть утверждено арбитражным судом и вступает в силу с даты его утверждения. При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае, если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства, в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению. Арбитражный суд может отказать в утверждении мирового соглашения в случае неисполнения обязанности по погашению задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

    Основаниями для отказа арбитражным судом в утверждении мирового соглашения также является: нарушение установленного Законом о несостоятельности порядка заключения мирового соглашения; несоблюдение формы мирового соглашения; нарушение прав третьих лиц; наличие иных предусмотренных гражданским законодательством оснований ничтожности сделок.

    В случае вынесения арбитражным судом определения об отказе в утверждении мирового соглашения мировое соглашение считается незаключенным.

    Мировое соглашение может быть расторгнуто арбитражным судом в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по заявлению конкурсного кредитора или конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, обладавших на дату утверждения мирового соглашения не менее чем четвертью требований к должнику.

    Конкурсные кредиторы или уполномоченные органы вправе подать заявление о расторжении мирового соглашения в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в случае неисполнения или существенного нарушения должником условий мирового соглашения в отношении требований таких кредиторов, составлявших в совокупности не менее чем четверть требований к должнику на дату утверждения мирового соглашения. Расторжение мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, по соглашению между отдельными кредиторами и должником не допускается.

    Процедуры, применяемые в деле о банкротстве гражданина При рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются Реструктуризация долгов гражданина Реализация имущества гражданина Мировое соглашение 2 | 22

    Линия банкротства Завершение и списание долгов Возбуждение судом дела о банкротстве Реализация имущества Завершение производства Подача заявления о банкротстве Реструктуризация долга Инвентаризация и продажа имущества с торгов Завершение и отказ в списании долгов Гражданин Конкурсный кредитор Уполномоченный орган 3 | 22

    Возбуждение дела о банкротстве Подача заявления о банкротстве: Конкурсный кредитор Уполномоченный орган Гражданин Постановление Пленума ВС РФ от 13. 10. 2015 N 45 Заявление конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику с учетом абзаца четвертого пункта 2 статьи 4 Закона о банкротстве составляют в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев со дня, когда они должны были быть исполнены (пункт 2 статьи 33 и пункт 2 статьи 213. 3 Закона о банкротстве). 4 | 22

    Возбуждение дела о банкротстве Подача заявления о банкротстве: Конкурсный кредитор Уполномоченный орган Гражданин Постановление Пленума ВС РФ от 13. 10. 2015 N 45 2 условия: Размер долга не менее чем пятьсот тысяч рублей Удовлетворение требования одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения обязательств и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей перед другими кредиторами. Или При реализации должником права на обращение учитывается наличие обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, и признаков неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества у должника (пункт 3 статьи 213. 6 Закона о банкротстве). Размер неисполненных обязательств в этом случае значения не имеет. 5 | 22

    Утверждение арбитражного управляющего на процедуру Для целей первой процедуры: В заявлении о признании гражданина банкротом указываются наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден финансовый управляющий. Пленум ВС РФ N 45. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган, должник при подаче заявления о признании гражданина банкротом не наделены правом выбора конкретной кандидатуры финансового управляющего. Для целей второй процедуры (реализации имущества): Определяет собрание кредиторов 6 | 22

    Судебный акт «о взыскании» для инициации дела о банкротстве При возбуждении дела кредитором или уполномоченным органом необходим судебный акт о взыскании задолженности с гражданина, за исключением: требования об уплате обязательных платежей требования, основанные на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте или недатировании акцепта требования, подтвержденные исполнительной надписью нотариуса требования, основанные на документах, представленных кредитором и устанавливающих денежные обязательства, которые гражданином признаются, но не исполняются требования, основанные на нотариально удостоверенных сделках требования, основанные на кредитных договорах с кредитными организациями требования о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанные с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц. 7 | 22

    Судебный акт «о взыскании» для инициации дела о банкротстве "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)" При применении абзаца пятого п. 2 ст. 213. 5 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127 -ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" суд должен проверить обоснованность денежного требования кредитора независимо от того, что задолженность признана должником. Постановление Пленума ВС РФ от 13. 10. 2015 N 45 Если на день подачи заявления о признании должника банкротом требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа не подтверждены вступившим в законную силу судебным актом и между конкурсным кредитором или уполномоченным органом и должником имеется спор о праве, который подлежит разрешению судом вне дела о банкротстве, то суд по результатам рассмотрения обоснованности такого заявления выносит определение о признании его необоснованным и оставлении его без рассмотрения или о прекращении производства по делу (абзац четвертый и пятый пункта 2 статьи 213. 6 Закона о банкротстве). О наличии спора о праве могут свидетельствовать любые возражения должника против требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа, заявленные им как в устной, так и письменной форме, касающиеся существования задолженности, ее размера и срока исполнения обязательства. 8 | 22

    Портрет граждан должников Инвентаризация Оценка Удовлетворение требований 2015 2016 0 руб. (и не проводилась) 51% 77% 60% 92% 75% 84%

    Реструктуризация 4 -6 месяцев Включение кредиторов в РТК Публикация Утверждение/отказ судом плана реструктуризации 2 месяца Введение процедуры реструктуризации Срок для заявления требований кредиторов Собрание кредиторов 10 | 22

    Последствия введения реструктуризации долгов гражданина С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов наступают следующие последствия: Наступление срока исполнения обязательств по реестровым требованиям Все реестровые требования в деле о банкротстве (есть исключения) Приостановление исполнительных производств Финансовый управляющий может оспаривать сделки Остановка начислений по штрафам (пени) + % по кредитам (займам) Совершение сделок с согласия финансового управляющего Финансовый управляющий может отказываться от сделок Снимаются аресты Распоряжение деньгами с согласия финансового управляющего, за исключением спец счета Через суд (по принципу обеспечительных мер) запретить выезд гражданина из РФ Через суд получить доступ к жилищу должника, электронной и обычной почте 11 | 22

    План реструктуризации Срок: до 3 лет (при одобрении собранием кредиторов) до 2 лет в отсутствие одобрения Должен содержать порядок и срок погашения каждого кредитора (пропорциональное удовлетворение, преференций у залогового кредитора нет в получении денежных средств) Условия плана реструктуризации долгов гражданина для конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, голосовавших против его одобрения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, голосовавших за его одобрение. 12 | 22

    Противоречивые (интересные) нормы и разъяснения План реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченного органа пропорционально сумме требований кредиторов, включенных в план реструктуризации долгов гражданина. С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа план реструктуризации долгов гражданина может содержать положение о погашении не в полном размере требований давшего такое согласие лица (п. 5 ст. 213. 14 Закона о банкротстве). И Постановление Пленума ВС РФ от 13. 10. 2015 N 45 План реструктуризации долгов может предусматривать, что цель восстановления платежеспособности должника будет считаться достигнутой, если по окончании срока его реализации должник не будет иметь просроченных обязательств и будет способен продолжить исполнять свои обязательства, срок исполнения которых (без учета правила абзаца второго пункта 2 статьи 213. 11 Закона о банкротстве) к моменту окончания срока реализации плана не наступил. Суд не утверждает план реструктуризации долгов, если по окончании срока его реализации должник в будущем не сможет рассчитываться с теми кредиторами, срок исполнения обязательств перед которыми не наступил (например, если не имеющий стабильного дохода должник передает все основное имущество кредиторам, срок исполнения обязательств перед которыми наступил). 13 | 22

    Утверждение плана реструктуризации План одобряется Собранием кредиторов и должником: Решение собрания кредиторов об одобрении проекта плана реструктуризации долгов гражданина принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов (нет требования об обязательном согласии залогового кредитора на план); Однако: после утверждения арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина не голосовавший за этот план конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об обращении взыскания на заложенное имущество гражданина, которое может быть удовлетворено арбитражным судом, за исключением случая, если будет доказано, что обращение взыскания на указанное имущество препятствует исполнению плана реструктуризации долгов гражданина. 14 | 22

    Утверждение плана реструктуризации И: условия, касающиеся погашения требований конкурсных кредиторов, обеспеченных залогом имущества гражданина, должны содержаться в плане реструктуризации долгов гражданина. Эти условия должны быть одобрены залоговым кредитором. В случае, если в плане реструктуризации долгов гражданина отсутствует порядок погашения требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества гражданина, в отношении заложенного имущества применяется порядок продажи, установленный пунктом 5 статьи 18. 1 настоящего Федерального закона. Обязательное согласие должника на план реструктуризации (утверждение плана без одобрения должника возможно только в исключительном случае, если будет доказано, что несогласие должника с планом является злоупотреблением правом (статья 10 ГК РФ). Например, если не обладающий ликвидным имуществом должник, стабильно получающий высокую заработную плату, в целях уклонения от погашения задолженности перед кредиторами за счет будущих доходов настаивает на скорейшем завершении дела о его банкротстве и освобождении от долгов). 15 | 22

    Утверждение плана реструктуризации Утверждение плана без согласия собрание кредиторов также возможно, при условии: Реализация позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина Иные незалоговые кредиторы: По плану получат больше чем при распродаже имущества плюс 6 месяцев дохода должника Получат удовлетворение более 50% 16 | 22

    Реализация имущества Опись имущества Признание банкротом гражданина Реализация имущества Оценка имущества Завершение дела и списание долгов Завершение дела и отказ в списании долгов 17 | 22

    Признание банкротом гражданина Последствия признания гражданина банкротом: Все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично Осуществляет права участника юридического лица, принадлежащие гражданину, в том числе голосует на общем собрании участников Ведет в судах дела, касающиеся имущественных прав гражданина Регистрация перехода или обременения прав гражданина на имущество, в том числе на недвижимое имущество и бездокументарные ценные бумаги, осуществляется только на основании заявления финансового управляющего. Поданные до этой даты заявления гражданина не подлежат исполнению Исполнение третьими лицами обязательств перед гражданином по передаче ему имущества, в том числе по уплате денежных средств, возможно только в отношении финансового управляющего и запрещается в отношении гражданина лично Спец счет не работает! – должнику только по судебному акту выделяются денежные средства «на жизнь» . 18 | 22

    Освобождение или отказ в освобождении от списания долгов Какие долги никогда не списываются по результатам банкротства: Требования кредиторов по текущим платежам О возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью О выплате заработной платы и выходного пособия О возмещении морального вреда О взыскании алиментов а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина 19 | 22

    Освобождение или отказ в освобождении от списания долгов О привлечении гражданина как контролирующего лица к субсидиарной ответственности О возмещении гражданином убытков, причиненных им юридическому лицу, участником которого был или членом коллегиальных органов которого являлся гражданин, умышленно или по грубой неосторожности О возмещении гражданином убытков, которые причинены умышленно или по грубой неосторожности в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им как арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве О возмещении вреда имуществу, причиненного гражданином умышленно или по грубой неосторожности О применении последствий недействительности сделки, признанной недействительной на основании статьи 61. 2 или 61. 3 настоящего Федерального закона. 20 | 22

    Освобождение или отказ в освобождении от списания долгов Освобождение гражданина от обязательств не допускается в случае, если суд укажет на это в финальном судебном акте при доказанности следующих обстоятельств: Вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина Гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве гражданина, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина Доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество. 21 | 22

    КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ СЕРГЕЙ ЛИСИН Советник Sergey. Lisin@bgplaw. com ПРЕСНЕНСКАЯ НАБ. , 6, СТР. 2, ДЦ «ИМПЕРИЯ» , МОСКВА, 123112 T +7 495 777 2820 | LAWOFFICE@BGPLAW. COM © BGP Litigation, 2017 www. bgplaw. com

    Типы применяемых по отношению к должнику процедур:

    а) реорганизационные процедуры - процедуры, направленные на поддержание деятельности и оздоровление предприятия-должника в целях предотвращения его ликвидации:

    Санация (оздоровление предприятия-должника) - реорганизационная процедура, когда собственником предприятия-должника, кредитором (кредиторами) или иными лицами оказывается финансовая помощь предприятию-должнику;

    Внешнее управление имуществом должника - реорганизационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника и назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника предприятия-должника или кредитора (кредиторов) и осуществляемая на основании передачи функции по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему;

    б) ликвидационные процедуры - процедуры, направленные на прекращение деятельности предприятия-должника:

    Принудительная ликвидация предприятия-должника - процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по решению арбитражного суда;

    Добровольная ликвидация предприятия-должника - внесудебная процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по соглашению между его собственником и кредиторами под контролем кредиторов;

    в) мировое соглашение - процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

    Определение процедур преодоления банкротства и мер, направленных на повышение устойчивости финансового состояния предприятия, осуществляется по результатам анализа финансового состояния.

    К реорганизационным процедурам относят внешнее управление и санацию.

    Санация (оздоровление предприятия-должника) - реорганизационная 1 процедура, когда собственником предприятия-должника, кредитором (кредиторами) или иными лицами оказывается финансовая помощь предприятию-должнику.

    Внешнее управление имуществом должника - реорганизационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника и назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника предприятия-должника или кредитора (кредиторов) и осуществляемая на основании передачи функции по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему;

    2. При рассмотрении вопросов введения внешнего управления следует обратить внимание на ряд его особенностей:

    Оно существенно отличается от доверительного управления как по своим целям и организации, так и по ответственности управляющего. Если доверительный управляющий, не проявивший при управлении имуществом должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или учредителя управления, возмещает последним упущенную выгоду или убытки, то арбитражный управляющий такой ответственности не несет. В случае, когда арбитражному управляющему не удается достигнуть цели внешнего управления (восстановить платежеспособность предприятия-должника), он докладывает арбитражному суду о невозможности достичь поставленной цели. Суд может принять решение о продолжении внешнего управления или признании предприятия банкротом;

    При внешнем управлении в большей степени сохранится преемственность в управлении, так как арбитражный управляющий лишь при необходимости отстраняет руководителя предприятия-должника от выполнения обязанностей по управлению предприятием и все его функции принимает на себя. В этом случае действующая на предприятии система управления адаптируется к внешнему управлению;

    Внешнее управление носит черты коллегиальности - в нем принимают активное участие кредиторы. Собрание кредиторов может образовать комитет кредиторов, наделяемый определенными функциями. Последний имеет право требовать от арбитражного управляющего представления соответствующей информации и объяснений;

    План проведения внешнего управления, проект которого разрабатывается арбитражным управляющим, утверждает собрание кредиторов. Если рассматриваемый план не получит одобрения (большинством в 2/3 от суммы требований кредиторов), арбитражный суд может вынести определение об отмене внешнего управления или назначить нового арбитражного управляющего.

    Основными правилами проведения санации являются:

    Состав участников санации определяется на основе конкурса. Преимущественное право на участие в проведении санации имеют собственник предприятия-должника, кредиторы, члены трудового коллектива этого предприятия. В случаях, если кандидатами на участие в санации являются собственник предприятия-должника и (или) члены трудового коллектива этого предприятия, они самостоятельно участвуют в санации. В обязательном порядке конкурс объявляется в том случае, если собственник предприятия-должника и члены трудового коллектива не воспользовались своим преимущественным правом;

    В соглашении участников санации должно содержаться обязательство обеспечить удовлетворение требований всех кредиторов в согласованные с ними сроки, указываются предполагаемая продолжительность санации, согласованное с участниками санации распределение между ними ответственности перед кредиторами, ответственность одного или нескольких участников санации в случае их отказа от участия в санации после ее начала, а также другие условия, которые участники санации сочтут необходимым предусмотреть. За выполнение принятых обязательств участники санации несут солидарную ответственность;

    В процессе проведения санации собственник предприятия-должника, любой из кредиторов или члены трудового коллектива предприятия-должника могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о неэффективном проведении санации или о действиях участников санации, ведущих к ущемлению интересов собственника предприятия-должника, либо кредиторов, либо членов трудового коллектива предприятия-должника. Арбитражный суд рассматривает такие заявления и принимает соответствующее решение вплоть до решения о прекращении санации.

    К ликвидационным процедурам относят принудительную ликвидацию и добровольную ликвидацию.

    Принудительная ликвидация предприятия-должника - процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по решению арбитражного суда.

    Добровольная ликвидация предприятия-должника - внесудебная процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по соглашению между его собственником и кредиторами под контролем кредиторов.

    Арбитражный суд, признав должника несостоятельным (банкротом), принимает решение о принудительной ликвидации и об открытии конкурсного производства в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов и объявления должника свободным от долгов, а также для охраны сторон от неправомерных действий в отношении один другого.

    О решении уведомляются:

    трудовой коллектив предприятия-должника;

    соответствующие органы местного самоуправления;

    местные финансовые органы;

    банки и иные кредитные учреждения, обслуживающие должника.

    Решение публикуется в «Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации».

    Основные этапы процедуры принудительной ликвидации предприятия-должника".

    Арбитражный суд принимает решение о принудительной ликвидации должника и открытии конкурсного производства;

    Арбитражный суд назначает конкурсного управляющего;

    Конкурсный управляющий управляет имуществом должника, созывает собрание кредиторов и проводит ликвидацию предприятия. Отчет о деятельности конкурсного управляющего утверждается арбитражным судом;

    Предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра на основании решения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

    С момента признания должника несостоятельным (банкротом) и принятия решения об открытии конкурсного производства:

    Запрещается передача либо другое отчуждение имущества должника (кроме случаев, когда разрешение на отчуждение дано собранием кредиторов), погашение его обязательств. При этом платежи кредиторам-залогодержателям, а также внеочередные платежи не приостанавливаются;

    Сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими;

    Прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности предприятия-должника.

    К результатам внесудебных процедур решения вопроса о несостоятельности относятся:

    Договоренность между должником и всеми или частью кредиторов об отсрочке и (или) рассрочке причитающихся кредиторам платежей или скидке с долгов для продолжения деятельности предприятия-должника;

    Добровольная ликвидация предприятия-должника под контролем кредиторов и официальное объявление должником о своей несостоятельности (банкротстве);

    Продажа государственных предприятий-должников, их активов и находящихся в государственной собственности долей (паев, акций) в капитале указанных предприятий.

    Добровольная ликвидация осуществляется в следующем порядке:

    Решение принимает руководитель предприятия-должника совместно с кредиторами, оно утверждается собственником;

    Собственник и (или) кредиторы назначают конкурсного управляющего;

    Конкурсный управляющий управляет имуществом должника и созывает собрания кредиторов, на которых отчитывается о ходе ликвидации предприятия;

    Предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра на основании представления. Предприятия-должники продаются на коммерческом или инвестиционном конкурсе без ограничения состава участников.

    Объектом продажи предприятия-должника является единый имущественный комплекс предприятия, в состав которого входят основные средства, другие долгосрочные вложения (включая нематериальные активы), оборотные средства и финансовые активы, пассивы, его имущественные права, права на объекты промышленной и интеллектуальной собственности, земельные участки и иные объекты. Не подлежат продаже объекты социальной инфраструктуры и имущество специального назначения.

    С точки зрения экономики, под несостоятельностью (банкротством) предприятия мы понимаем его нерентабельность, что зачастую продиктовано непрофессионализмом и негибкостью менеджера данной структуры.

    В России существует Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Он определяет условия и порядок объявления предприятия несостоятельным должником и осуществления конкурсного производства, устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов. Закон создает правовую основу для принудительной или добровольной ликвидации несостоятельного предприятия, если проведение реорганизационных процедур экономически нецелесообразно или они не дали положительного результата.

    В соответствии с Законом в отношении должника применяются следующие процедуры:

    1) реорганизационные;

    2) ликвидационные;

    3) мировое соглашение.

    Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника, финансовое оздоровление, наблюдение и санацию.

    К ликвидационным процедурам относятся:

    1) принудительная ликвидация предприятия – должника по решению арбитражного суда;

    2) добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.

    Ликвидация предприятия – должника осуществляется в процессе конкурсного производства.

    Наблюдение как процедура банкротства применяется к должнику в целях: обеспечения сохранности имущества должника; проведения анализа финансового состояния должника; составления реестра требований кредиторов; проведения первого собрания кредиторов.

    Финансовое оздоровление – это новая процедура, появившаяся с введением Закона о банкротстве 2002 г. При финансовом оздоровлении должник начинает расплачиваться по долгам почти сразу после введения процедуры. Одновременно осуществляются меры по финансовому оздоровлению. Гарантом исполнения обязательств выступают лица, предоставившие обеспечение. Для реализации процедуры финансового оздоровления утверждается административный управляющий.

    Внешнее управление имуществом должника – предприятия направлено на сохранение деятельности предприятия и его оздоровление; оно является необязательной процедурой банкротства и вводится арбитражным судом только тогда, когда это может привести к восстановлению платежеспособности должника.

    Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства , т.е. именно с момента открытия конкурсного производства должник юридически становится банкротом. В ходе конкурсного производства продажа имущества предприятия – должника осуществляется конкурсным управляющим на открытых торгах.

    Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок. Его суть состоит в окончании процесса путем мирного урегулирования спора, т.е. достижения определенности в отношениях между сторонами на основе свободного волеизъявления самих сторон. Должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве, в том числе и после открытия конкурсного производства. Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается большинством собрания кредиторов, при условии, если за него проголосовали все залоговые кредиторы.

    Формированию антикризисной программы должен предшествовать обстоятельныйанализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия , его активов и пассивов, дебиторской и кредиторской задолженности и т.д. Это позволяет выявить причины кризисного состояния, наметить способы его преодоления.

    Важнейшим показателем финансового положения предприятия является оценка его платежеспособности , под которой понимается способность предприятия своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам перед контрагентами.

    Способность предприятия оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства, необходимые для нормальной финансово-хозяйственной деятельности и погашения его текущих (краткосрочных) обязательств, называется ликвидностью .

    Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Основными признаками неплатежеспособности являются:

      наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете;

      отсутствие просроченной кредиторской задолженности.