Должен ли выплачивать закят уль-фитр тот, кто не постился в Рамадан по уважительной причине, например, путешественник или больной? Закят-уль-фитр – обязательная милостыня разговения Что такое закят аль фитр

Закят – это доля Всевышнего Аллаха в имуществе мусульманина, обязательная выплата части имущества определенным категориям людей в определенное время в соответствии с установленными правилами. Выплата закята является одним из столпов ислама. Всевышний Аллах сказал: « А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера» (Коран, аль-Бейна, 5).

«Каждый день, когда просыпаются рабы Аллаха, с небес снисходят два ангела. Один из них говорит: «Господи, возмести тому, кто пожертвовал». Другой же говорит: «Господи, погуби того, кто скупился» (Абу Хурейра).

Халиф Абу Бакр ас-Сыддик сказал: «Клянусь Аллахом, я обязательно буду сражаться с теми, кто отделяет закят от молитвы!» Признающий необходимость закята, но не выплачивающий его полностью или частично, является грешником, ослушником и заслуживает сурового наказания.

Ежегодный закят - 2,5 % от состояния, превышающего размер нисаба

Выплачивать закят обязан каждый мусульманин, имущество которого достигло определённых размеров (нисаб закята) . В 2016 года нисаб равнялся 195 885 рублей (84,8 г золота).

Размер выплаты садаки во время месяца Рамадан в 2017 году :

- Фидья (искупление за каждый пропущенный день поста) — 200 рублей.
- Нисаб для выплаты закята – 198 000 рублей.
- Фитр — 100 рублей.

В традиции закят выплачивали с четырех видов имущества: 1) золото, серебро и бумажные деньги; 2) зерновые и плоды; 3) товары, предназначенные для торговли; 4) домашний скот (верблюды и верблюдицы, быки и коровы, бараны и овцы, козы и козлы).

В наше время закят рассчитывают с золота, серебра, наличных денег, инвестиций, доходов от бизнеса и сдачи в аренду, а также предназначенных для продажи товаров, акций, ценных бумаг и облигаций. Закят составляет 2,5 процента от состояния, превышающего размер нисаба. Нисаб , равный стоимости 85 граммов золота (84,8 г) - это минимальный размер состояния, с которого необходимо выплачивать закят.

Нисаб золота - 20 мискалей (т.е. 2,8125 тройских унций или 87,48 г); серебра - 200 дирхамов (т.е. 19,6875 тройских унций или 612,36 г). Нисаб на товары, наличные деньги и т.д. — эквивалент того, что меньше по стоимости (обычно это нисаб серебра). Закят составляет 1/40 часть имущества, т.е. 2,5% (2,5 копейки на рубль) ежегодно (по курсу Центробанка)

При расчете закята учитывают актив и пассив: наличные деньги, деньги на счету в банке, ликвидационную стоимость акций, товаров и доходов от их продажи в рублях, золото и серебро по текущим ценам, имущество, используемое как инвестиционный актив и другие доходы. Для удобства рекомендуем пользоваться калькулятором закята — http://www.oramadane.ru/index/kalkuljator_zakjata/0-4

Закят-уль-фитр – налог разговения

Закят-уль-фитр (закят-аль-фитр, закат са, закат сахра, садака-фитр, садакатуль-фитр, закятуль-фитр, садака-аль-фитр, садакат-аль-фитр, фитра) – это разные названия одного обязательного вида закята, который выплачивается в Рамадан. «Фитр» означает разговение или воздержание от поста. Данная разновидность закята стала обязательной на втором году хиджры.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Пост задерживается между небом и землей до тех пор, пока не отдана фитра».

Мудрость закят-уль-фитр:

  • важное условие принятия Всевышним соблюденного поста;
  • благодарность Аллаху за дарование сил, чтобы поститься в Рамадан;
  • получение всех благ от поста и вознаграждения в Будущей жизни;
  • очищение души от привязанности к мирским благам, скупости, и многих других пороков;
  • воспитание души через великодушие, сострадание к нуждающимся и заботу о них;
  • приумножение своего состояния, поскольку Аллах благословляет его;
  • демонстрация величия дня Ид аль-Фитр;
  • радость праздника для всех мусульман, сплочение правоверных.

Закят уль-фитр – ваджиб для всех мусульман (мужчин, женщин, детей), которые в день Ид-уль-Фитр обладают нисабом закята; для всех тех, кто постился, равно как и для тех, кто по той или иной причине не постился.

Закят-уль-фитр выплачивается по тем же направлениям, по которым выплачивается ежегодный закят . Обычно верующие передают свой закят-уль-фитр в местные мечети. Закят-уль-фитр не делится: каждую фитру отдают одному человеку. Можно дать одному бедняку больше одной милостыни. Это может быть определенное количество одного из следующих продуктов: пшеница – 1460 г; овес – 2920 г; изюм – 2920 г; финики – 2920 г. Этот вид милостыни может быть выплачен деньгами, например, в 2013 году: 100 руб. для малоимущих; 200 руб. для людей со средним достатком; от 300 руб. для состоятельных. С закятом работают исламские благотворительные фонды : “Ярдэм” (Казань), ”Солидарность” (Москва).

Правила закят-уль-фитр

  1. Разрешается раздать фитру в месяце Рамадан и даже до Рамадана, но, обязательно до праздничной молитвы Ид аль-Фитр. Затягивать долее с выплатой греховно.
  2. Фитра становится ваджиб с рассветом дня Ид аль-Фитр. Фитра не будет выплачиваться из наследства того, кто умрет до рассвета дня Ид.
  3. За рожденных в день Ид детей фитра уплачивается только, если ребенок родится до рассвета.
  4. Отец должен заплатить фитру за всех своих несовершеннолетних детей.
  5. Фитра за несовершеннолетнего может быть выплачена из его имущества, равного нисабу.
  6. Фитра за жену не ваджиб для мужа, если жена обладает нисабом.
  7. Фитру можно раздать только тем, кто может принимать закят.
  8. Надо контролировать распределение фитры. Если сборщики фитры неправильным образом используют вашу фитру, обязанность фитры с вас снята не будет.

Правила распределения закята

«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их» (ат-Тауба, 103). Раздавать его можно только тем, кому пожелал Аллах.

Основные получатели:

  1. бедняки (факир ), не имеющие нисаба, даже если они способны заработать сами;
  2. неимущие (мискин ) – те, у которых ничего нет;
  3. те, кто занят сбором и раздачей закята;
  4. вновь принявшие ислам – для увеличения их любви к религии Аллаха;
  5. должники, чьи долги превышают стоимость их имущества;
  6. те, кто на пути Аллаха (фи сабилиль-лях ): бедняки, желающие совершить обязательный хадж, и те, кто находится на пути приобретения знаний;
  7. путники, которые остались без средств, даже если дома у них есть имущество больше нисаба (закят на дорогу домой).

Очередность распределения закята:

  1. родные братья и сестры, затем их дети;
  2. дядя, тетя (по отцу), дядя, тетя (по матери);
  3. остальные родственники;
  4. соседи;
  5. бедняки своего района;
  6. бедняки своего города.

Закят не выплачивается:

  1. отцу и матери, дедушке и бабушке;
  2. сыну, дочери и всем их потомкам;
  3. обладающим нисабом;
  4. немусульманам;
  5. мужу или жене;
  6. Семье и роду Пророка, мир ему и благополучие;
  7. детям младше семи лет;
  8. психически больным.

Фидья – искупительная милостыня

«А тем, которые способны поститься, [но пропускают по неизлечимой болезни или старости], надлежит в искупление накормить бедняка. А если кто-либо добровольно сделает большее, то тем лучше для него» (Коран, 2: 184)

Фидья - это искупление за невыполнение такой религиозной обязанности, которую человек не может выполнить в силу определенных обстоятельств. Фидья-садака – выкуп, выплата определенного шариатом количества средств взамен исполнения обязательного религиозного служения.

Мусульмане, которые по объективным причинам не могли временно соблюдать пост Рамадана, должны возместить пропущенные дни поста или сделать пожертвование в пользу бедных мусульман. Если мусульманин по болезни или старости не в состоянии держать пост в месяце Рамадан, он обязан взамен каждого дня поста выплатить фидью, равную по размеру закяту аль-фитр . Милостыня искупления за каждый пропущенный день обязательного поста рассчитывается с учетом среднесуточных затрат на питание одного нуждающегося мусульманина.

О правилах взимания закята с имущества —

Вконтакте

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Обязательность выплаты закята аль-Фитр

Ибн ‘Умар рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вменил в обязанность раздавать закят аль-Фитр в виде одного са’ еды. Он вменил это рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом на праздничную молитву” . аль-Бухари 1503.
Имам аль-Хаттаби сказал: “В этом хадисе содержится указание на то, что закят аль-Фитр является обязательным, и то, что он обязателен, является мнением всех ученых” . См. “Ма’алиму-Ссунан” 3/214.
Имам ан-Науауи сказал: “Все ученые сходятся на том, что закят аль-Фитр обязателен для каждого мусульманина ”. См. «аль-Маджму’» 6/106.
Также на единогласное мнение (аль-иджма’) относительно того, что закят аль-Фитр является обязательным указывал и имам Ибн аль-Мунзир. См. «аль-Иджма’» 34.

Для кого является обязательным закят аль-Фитр?

Закят аль-Фитр обязателен для каждого мусульманина, имеющего возможность его выплатить. Однако ученые разошлись в вопросе, обязан ли человек отдавать Фитр за тех, кого он обязан содержать или же каждый обязан отдавать его только за себя. Имам ан-Науауи говорил: “Человек обязан отдавать этот закят за самого себя, а также за тех, на кого он обязан расходовать свои средства, а именно – за жену, детей и родителей”. См. «аль-Маджму’» 6/128.
Сторонники этого мнения, что человек обязан отдавать Фитр как за себя, так и за тех, кого обязан содержать, опираются на следующий хадис от Ибн ‘Умара, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Отдавайте Фитр за тех, кого вы обязаны содержать ». ад-Даракъутни 2/141, аль-Байхакъи 4/161.
Но ученые разошлись в достоверности этого хадиса. Имамы Ибн аль-‘Араби, аз-Захаби, ан-Науауи и Ибн Хаджар назвали этот хадис слабым, а ад-Даракъутни сказал: “Правильно то, что эти слова принадлежать самому Ибн ‘Умару, но не пророку (мир ему и благословение Аллаха) ”. Однако некоторые имамы, среди которых шейх аль-Альбани, опирались на этот хадис и усиливали его достоверность другими подобными сообщениями. См. “Ируауль-гъалиль” 835.
Также к этому мнению склонились ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима). См. “Фатауа аль-Ляджна” 9/367.
Что же касается имама Ибн Хазма, то он считал, что Фитр обязательно следует выплачивать и за плод, находящийся в чреве матери. Однако это мнение ошибочно, и никто из имамов о подобном не говорил. Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Ученые единогласны в том, что за зародыша, находящегося в чреве матери выплачивать Фитр необязательно ”. См. «аль-Иджма’» 31.
Что же касается известного и распространенного сообщения, которое приводит Ибн Абу Шайба, что ‘Усман ибн ‘Аффан давал Фитр за свою семью и даже за тех, кто находился во чреве, то оно слабое. См. “Ируауль-гъалиль” 3/330.
Но даже если бы это сообщение и было бы достоверным, то максимум на что оно указывает, так это на дозволенность выплаты Фитра за зародыша, но никак не на обязательность. Абу Къиляба рассказывал: “Саляфы любили давать Фитр даже за детей, находящихся в утробах ”. Ибн Абу Шайба 3/173, Абдур-Раззакъ 5788. Иснад достоверный.
Также ученые разошлись в вопросе, обязан ли выплачивать Фитр каждый мусульманин или только тот, кто соблюдал пост. Большинство ученых, среди которых и имамы четырех мазхабов считают, что выплачивать Фитр следует даже тому мусульманину, кто не соблюдал пост, как например больной или старый человек, неспособный соблюдать пост. Некоторые ученые считали, что выплачивать Фитр обязан только тот, кто соблюдал пост, поскольку в хадисе Ибн ‘Аббаса сказано: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предписывал закят аль-Фитр, как очищение для постящегося от пустых разговоров ”. Абу Дауд 1609, Ибн Маджах 1827, ад-Даракъутни 2/138. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аз-Захаби, имам Ибн Къудама, имам ан-Науауи, хафиз Ибн аль-Муляккъин, шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.
Однако ответ на этот довод прост. Разве человек, который не пустословил во время поста Рамадана, исходя из этого, не обязан платить Фитр? Конечно же обязан. См. “Фатхуль-Бари” 3/364.
Нет сомнения, что закят аль-Фитр искупляет прегрешения, допущенные во время поста, однако наличие прегрешений не является условием его выплаты. Более того в хадисе Ибн ‘Умара сказано: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вменил Фитр рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман ”. аль-Бухари 1503.
Под словом «малый» подразумевается ребенок, а известно, что ребенок не обязан поститься.
Если человек хочет выплатить Фитр за кого-либо, то он обязан известить его об этом и сделать это только с его разрешения, поскольку закят – это поклонение, при котором необходимо иметь намерение.
Если же у человека нет возможности выплачивать Фитр, то на нем нет греха, и он не должен брать для этого в долг. Всевышний Аллах сказал: «Аллах не возлагает на душу то, что ей не под силу» (аль-Бакъара 2: 286). А пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Из того, что я вам повелел, делайте то, что вам под силу!» аль-Бухари 1/234.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Единогласны ученые в том, что тот, у кого нет возможности, не обязан выплачивать Фитр” . См. «аль-Маджму’» 6/113.

Мудрость закята аль-Фитр

Всевышний Аллах вменил общине Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) закят аль-Фитр, чтобы избавить нуждающихся от просьб в день праздника и чтобы он послужил искуплением упущений, допущенных во время поста. Ибн ‘Аббас рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязывал выплачивать закят аль-Фитр как очищение для постящегося человека от пустых разговоров и как пропитание для неимущих. Кто бы ни уплатил его до праздничной молитвы – это приемлемый закят, а кто выплатил его после молитвы, в таком случае он рассматривается только как милостыня ”. Абу Дауд 1609, Ибн Маджах 1827, ад-Даракъутни 2/138. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби, имам Ибн Къудама, имам ан-Науауи, хафиз Ибн аль-Муляккъин и шейх аль-Альбани.
Уаки’ ибн аль-Джаррах говорил: “Закят аль-Фитр в месяце Рамадан, подобен саджда сахуа в намазе. Закят аль-Фитр искупляет упущения поста так же, как саджда сахуа искупляет недостатки в намазе ”. См. «аль-Маджму’» 6/321.
Что же касается хадиса: «Месяц Рамадан находится между небом и землей, и ничего его не поднимет к Аллаху, кроме закята аль-Фитр » ад-Дайлями и Ибн Шахин, то он является недостоверным о чем сообщили имам Ибн аль-Джаузи, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани.
Шейх аль-Альбани сказал: “Нам неизвестно, чтобы хоть кто-либо из ученых говорил о том, что пост без закята аль-Фитр не принимается ”. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 1/118.

Кому дается закят аль-Фитр?

Большинство ученых считают, что закят аль-Фитр распределяется так же, как и обычный закят, среди восьми категорий, указанных в Коране: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных; для тех, кто занимается сбором и распределением закята; и для тех, чьи сердца хотят склонить (к Исламу); для выкупа рабов; для должников; для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (ат-Тауба 9: 60).
Однако это мнение ошибочно, поскольку эта аналогия противоречит вышеприведенному хадису Ибн ‘Аббаса, который сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предписывал закят аль-Фитр как очищение для постящегося человека от пустых разговоров и как пропитание для неимущих”.
Не дозволено давать закят аль-Фитр кроме как нуждающимся” . См. “Маджмууль-фатауа”, “Ихтияратуль-фикъхия” 102.
То же самое говорили шейх Ибн аль-Къайим, имам аш-Шаукани и другие исследователи. См. “Задуль-ма’ад” и “Сайлюль-джарар” 2/86.
Разрешается давать одному бедняку несколько Фитров или же распределить один Фитр среди нескольких бедняков. Так говорили Малик, Ахмад, а также шейхуль-Ислам. Однако следует предупредить бедняка, которому отдана часть Фитра, что он получил меньше одного са’, поскольку он может отдать полученное в качестве закята аль-Фитр от себя. См. «Шархуль-Мумти’» 6/179.
Дозволено одному человеку отдавать Фитр размером больше чем один са’, однако нельзя выплачивать меньше, чем один са’, в чем нет разногласий. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/70.
Спросили ученых Постоянного комитета: «Можно ли выплачивать закят аль-Фитр тем, кто попрошайничает на рынках, тогда как мы не знаем их истинного положения?» Они ответили: “Фитр следует выплачивать бедным мусульманам, даже если они являются грешниками, но не вышедшими из Ислама. Следует смотреть на внешнее состояние бедняка, даже если он на самом деле окажется богатым. Однако следует по возможности искать достойных бедняков. Если человек после выплаты своего закята узнал, что он попал в руки состоятельного человека, то это не повредит его закяту” . См. “Фатауа аль-Ляджна” № 3055.

Можно ли отправлять закят аль-Фитр в другой город?

Не следует отправлять Фитр в другой город, кроме как при необходимости, что может заключаться в отсутствии в своем городе бедняков или же большая нужда в Фитре в другом городе. Мусульманин должен выплачивать свой Фитр в той местности, где его застал конец месяца Рамадан. На это указывали многие ученые. Спросили имама Малика о человеке, который проживает в одной из стран Африки, однако который в день разговения находился в Египте: «Где он должен выплачивать закят аль-Фитр?» Малик ответил: “Следует выплачивать Фитр там, где он находится. Но если его семья (проживающая на его родине) выплатит Фитр за него, то ему это засчитывается” . См. “аль-Мудауина” 1/337.
Имам Ибн Къудама сказал: “Что касается закята аль-Фитр, то его следует выплачивать в том городе, в котором пребывает тот, кому он стал обязательным, независимо от того, проживает он в этом городе или нет ”. См. “аль-Мугъни” 2/590.
Шейх Ибн Баз сказал: “Сунной является давать Фитр беднякам своей местности и не направлять Фитр в другой город” . См. “Маджму’у фатауа уа макъалят”.
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Дозволено ли отправлять в другой город закят аль-Фитр?» Он ответил: “Если в городе человека, который хочет отправить свой Фитр, нет неимущих (мусульман), то нет в этом проблем. Однако если в этом нет надобности и в его городе есть те, кому можно дать Фитр, то нельзя отправлять Фитр в другой город, на что указали некоторые ученые” . См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 18/318.

Кому запрещено давать закят аль-Фитр

Не дозволено выплачивать закят аль-Фитр неверным, ибо нет для них ничего в обязательных предписаниях выплаты закята. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), отправ-ляя Му’аза в Йемен призывать людей к Исламу, сказал ему: «И если они подчинятся тебе в этом (т.е. в единобожии и в совершении молитв), то дай им знать, что Аллах обязал их богатых делать пожертвования в пользу их бедных ». аль-Бухари 3/225, Муслим 19.
Имам ан-Науауи говорил: “Мы считаем, что не дозволено давать Фитр неверному, однако дозволил это Абу Ханифа”. См. «аль-Маджму’» 6/142.
Хасан аль-Басри говорил: “Нет для неверных, проживающих на землях мусульман ничего из обязательной милостыни (закят и закят аль-Фитр), однако если человек пожелает он может дать им добровольную милостыню” . Абу ‘Убайд 1/236.
Что же касается сообщения, что Абу Майсара собирал закят аль-Фитр и распределял его среди монахов, то оно является недостоверным. См. “Тамамуль-минна” 389.
Также закят аль-Фитр не выплачивается тем, кого человек обязан содержать, а это родители дети и жены. Имам Малик говорил: “Не давай закят никому из числа своих близких родственников, которых ты обязан содержать !” См. “аль-Мудауина” 1/344.
Имам аш-Шафи’и сказал: “Закят не дается ни отцу, ни матери, ни дедушке, ни бабушке! ” См. “аль-Умм” 2/87.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал, что в том, что закят не выплачивается тем, кого человек обязан содержать, не было разногласий среди ученых. См. «аль-Иджма’» 32.
Однако жена может выплатить мужу закят, поскольку она не обязана его содержать.
Выплачивать закят и закят аль-Фитр родственникам мусульманам, которых человек не обязан содержать лучше, как сказал шейх Ибн ‘Усаймин.
Также закят не выплачивается богатому и сильному, трудоспособному человеку. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не дозволена милостыня (садакъа) для богатого, а также для сильного, трудоспособного человека!» Абу Дауд 2/234, Ибн аль-Джаруд 363. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Имам Ибн Къудама сказал: “Не дается богатому пожертвование, предназначенное для нищих и бедных, и нет в этом вопросе разногласий среди ученых” . См. “аль-Мугъни” 2/522.

Размер закята аль-Фитр

Со слов Ибн ‘Аббаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Давайте закят аль-Фитр в виде одного са’ еды». Абу Ну’айм 3/262, аль-Байхакъи 4/167. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 282.
Закят аль-Фитр следует давать в виде одного са’ продуктов питания. Один са’ равен четырем муддам, а один мудд – это то, что помещается в две соединенные ладони. См. “Маусу’атуль-фикъхия” 3/163.
Объем одного са’ приблизительно соответствует объему пшеницы в 3 кг, как сказал это шейх Ибн Баз. В зависимости от разновидности продуктов его вес может быть различным. Так, напри-мер, объем ячменя в один са’, будет весить меньше, чем 3 кг, тогда как рис или творог объемом в один са’ может весить чуть больше, чем 3 кг. Тому, кто желает выплатить точный Фитр в один са’, следует определить объем продуктов, равный весу пшеницы в 2,4 кг, о чем говорил шейх Ибн ‘Усаймин в «Шархуль-мумти’».

Чем следует выплачивать закят аль-Фитр

Абу Са‘ид аль-Худри сказал: “Мы выплачивали закят аль-Фитр одним са’ еды или одним са’ ячменя, или фиников, или творога, или изюма” . аль-Бухари 1506.
Ученные высказывали различные мнения относительно толкования слова «та’ам» (еда) упомянутого в хадисах. Некоторые сказали, что под словом «еда» подразумевается пшеница. Другие сказали, что дозволенно выплачивать только тем пропитанием, которое упоминается в хадисах. На самом же деле мнение тех ученых, кто считает, что слово «та‘ам » в хадисах является обобщенным и имеет отношение ко всей еде, которую можно отмерить, сильнее и обоснованней. Более того, следует выплачивать закят аль-Фитр именно теми продуктами, которые являются основными в каком-либо регионе, на что указывает хадис Абу Са’ида, который сказал: “При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы выплачивали Фитр одним са‘ продуктов питания, а питались мы в то время ячменем, изюмом, сушеным творогом и финиками ”. аль-Бухари 1510.
Ашхаб рассказывал: “Я слышал, как имам Малик сказал: «Не выплачивается ячмень тем, кто не употребляет его! Следует выплачивать тем, что употребляют люди» ”. См. “аль-Истизкар” 9/263.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “Учитывать пропитание, являющееся основным в какой-либо местности, является обязательным во все времена ”. См. “ат-Тамхид” 7/127.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязал выплачи-вать закят аль-Фитр одним са’ фиников или ячменя, поскольку это было пропитанием жителей Медины. И если бы жители Медины употребляли в пищу не эти, а другие продукты, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обязал бы их выплачивать продукты, которые они не использовали ”. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/68.
Шейх Ибн аль-Къайим писал: “Те, продукты, что упоминаются в хадисах, были основными продуктами жителей Медины. Если же продуктами жителей какой-либо местности являются не эти продукты, то им следует выплачивать Фитр ходовыми у них продуктами, как например кукуруза, рис, инжир и прочие продукты. Если же их пищей являются не сыпучие продукты, а, например, мясо или рыба, то следует им выплачивать Фитр тем, чем они питаются, что бы это ни было. Это мнение большинства ученых, и оно является правильным”. См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 3/12.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Если сыпучие продукты не являются продовольствием жителей какой-либо местности, а наоборот их едой является, например, мясо, и это является их основной пищей, то им следует выплачивать Фитр мясом, что является правильным” . См. «Шархуль-мумти’» 6/182.
Что касается хадиса от Абу Са’ида, что они выплачивали Фитр одним са’ муки, то он является слабым, о чем говорили имам Абу Дауд и другие. См. “Ируауль-гъалиль” 848. Однако, несмотря на то, что этот хадис слабый, все же группа ученых дозволяла выплачивать закят аль-Фитр мукой. Имам Ибн Къудама говорил: “Дозволено выплачивать Фитр мукой и об этом говорил имам Ахмад” . См. “аль-Мугъни” 2/357.
Этого мнения придерживались также имам Абу Ханифа, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх Ибн аль-Къайим, а из современных ученых отдал ему предпочтение шейх Ибн ‘Усаймин.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Дозволено также выплачивать Фитр и макаронами, если они из числа основных продуктов питания в определенной местности”. См. «Шархуль-мумти’» 6/191.
Таким образом, на основании всего сказанного становится ясно, что Фитр можно выплачивать любыми продуктами, будь то гречка, фасоль, макароны, рис, пшенка, мясо и т.п., если данные продукты являются основными в той или иной местности. И человек не обязан выплачивать Фитр самым дорогим продуктом, он может выплатить его средним из того, чем он питается сам.

Чем не следует и нельзя выплачивать закят аль-Фитр

Нельзя платить Фитр испорченными продуктами, а также не следует давать его быстро-портящейся едой. Ибн аль-Къайим сказал: “Что касается хлеба и приготовленной еды, то даже если в них есть польза для бедняков и это требует траты времени и сил, то все равно пользы в сыпучих продуктах больше, так как хранить их можно дольше. Что касается хлеба и приготовленной еды, то даже если их будет много, они быстро испортятся и их невозможно долго хранить”. См. “И’лямуль-муаккъи’ин” 3/18.
Также нельзя давать Фитр сахаром, солью и т.п. поскольку все это не еда, а приправа.
Всевышний Аллах сказал: «Никогда не достигните вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите, а что бы вы ни израсходовали – Аллах про это знает» (Али ‘Имран 3:, 92).

Можно ли давать закят аль-Фитр деньгами?

Не дозволено давать закят аль-Фитр ни одеждой, ни деньгами, ни чем-либо еще, кроме еды, поскольку это противоречит велению посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), велевшего выплачивать Фитр едой. Однако, несмотря на это некоторые ученые дозволили выплачивать Фитр деньгами. Имам ан-Науауи сказал: “Большинство факъихов не дозволили давать Фитр деньгами, и дозволил это Абу Ханифа. Также Ибн аль-Мунзир передал дозволенность этого от Хасана аль-Басри, ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза и Суфьяна ас-Саури ”. См. “Шарх сахих Муслим” 7/60.
Имам аль-Хаттаби, приведя хадис Абу Са’ида: “При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы выплачивали фитр одним са’ еды, а питались мы в то время ячменем, изюмом, сушеным творогом и финиками”, сказал: “В этом хадисе доказательство на то, что выплачивать деньгами Фитр нельзя, поскольку упоминаются определенные продукты, а не деньги ”. См. “Ма’алиму-Ссунна” 2/44.
Динары и дирхамы существовали и во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), однако вместо денег шариат предписал выплачивать Фитр именно едой, на чем необходимо ос-тановится. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!» Муслим 1/236.
Спросили имама Ахмада о человеке, который решил выплатить закят аль-Фитр дирхамами и он ответил: “Я опасаюсь, что это не будет ему засчитано из-за противоречия Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” Также сообщается, что когда имам Ахмад сказал: “Не следует выплачивать Фитр деньгами вместо еды!”, – его спросили: “Тут люди заявляют о том, что ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз выплачивал деньгами”. Тогда он сказал: “Оставляют слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и говорят: «Сказал такой-то!»” См. “аль-Мугъни” 2/671.

Когда следует выплачивать закят аль-Фитр?

‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и Абуль-‘Алия относительно слов Всевышнего Аллаха: «Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал молитву» (аль-А’ля 87: 14-15), сказали: “Это значит: выплатил закят аль-Фитр, а затем отправился на праздничную молитву” . См. “Ахкамуль-Къуран” 3/176.
Ибн ‘Умар сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел выплачивать Фитр перед выходом на праздничную молитву” . аль-Бухари 1503.
Имам Ибн ат-Тин сказал: “Время выплаты Фитра после утреннего намаза и до праздничной молитвы” . См. “аль-Мутауари” 135, “Фатхуль-Бари” 3/478.
Некоторые ученые посчитали, что время выплаты Фитра начинается после захода солнца последнего дня Рамадана и длится до праздничной молитвы. Однако первое мнение, что его следует выплачивать перед выходом на праздничную молитву сильнее, поскольку опирается на прямой хадис.
Что же касается мнения тех ученых, кто считал, что Фитр можно выплачивать даже в начале Рамадана, то оно является ошибочным и ни на что не опирается, а более того, противоречит сообщению от Ибн ‘Аббаса, в котором сказано что смысл Фитра состоит в пропитании для бедняков в день праздника. Имам Ибн Къудама сказал: “Смысл обязанности закята аль-Фитр – это праздник Разговения” . См. “аль-Мугъни” 2/676.
Имамы аш-Шаукани и Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади говорили: “Большинство ученых считало, что выплата закята аль-Фитр до праздничной молитвы является лишь желательным, и считало, что его можно выплатить до конца дня Разговения. Однако хадис Ибн ‘Аббаса является опровержением им!” См. «‘Аунуль-Ма’буд», “Найлюль-аутар” 4/255.
Спросили шейха аль-Альбани: «Дозволено ли выплачивать закят аль-Фитр за несколько дней или недель до праздничной молитвы?» Он ответил : “Это не дозволено, поскольку смысл закята аль-Фитр состоит в том, чтобы избавить нуждающихся от просьб в день праздника. Если ты выплатишь Фитр задолго до него, то нет сомнения в том, что нуждающийся не продержит это продовольствие до праздника” . См. “аль-Хауи мин фатауа шейх аль-Альбани” 283.
Но если человек опасается, что он не успеет выплатить Фитр до праздничной молитвы, то можно его выплатить за день-два до праздничной молитвы, что является исключением. Нафи’ рассказывал: “Ибн ‘Умар бывало выплачивал Фитр за день-два до праздника” . аль-Бухари 1511, Муслим 986.
Некоторые ученые сказали, что Ибн ‘Умар выплачивал Фитр за день за два не самим беднякам, а человеку, которого назначали собирать Фитр, на что указывают другие сообщения. Нафи’ рассказывал: “Ибн ‘Умар посылал Фитр за два-три дня до праздника тому, кто собирал его ”. Малик 1/285.
В этом сообщении указание на дозволенность передачи закята аль-Фитр человеку, который ответственен за его сбор, если этот человек правдив и достоин доверия. Также это подтверждается известным хадисом, в котором шайтан приходил воровать с собранного в Рамадане закята аль-Фитр, который охранял Абу Хурайра. аль-Бухари 4/396.
Также сообщается от Айюба, что на вопрос: “Когда Ибн ‘Умар выплачивал Фитр?” Нафи’ ответил: “Когда сборщик начинал собирать Фитр”. Его спросили: “А когда сборщик начинал собирать Фитр?” Он ответил: “За день-два до праздника”. Ибн Хузайма 4/83.
Однако важно отметить, что закят аль-Фитр не засчитывается, если отдан после праздничной молитвы, как сказал Ибн ‘Аббас: “А кто выплатил его после молитвы, в таком случае он рассматривается только как обычная милостыня” .
Ученые Постоянного комитета сказали: “Тот, кто не выплатил Фитр своевременно, совершил грех! Он обязан принести покаяние за задержку выплаты Фитра и все равно дать его беднякам ”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 9/369. Исключением является тот, кто не знал об этом.
Выплата закята аль-Фитр засчитывается лишь тогда, когда отдана бедняку. Она должна дойти до него или до доверенного лица, собирающего Фитр, своевременно. Бедный человек может доверить другому лицу, собирать выплачиваемый ему закят. Своевременное поступление закята к доверенному лицу означает его получение бедным человеком.
Однако ученые сошлись на том, что если человек не успел или забыл выплатить закят аль-Фитр до праздничной молитвы, он становится долгом, выплата которой все равно остается обязательной. См. “аль-Мугъни” 2/458, “Маусу’атуль-фикъхия” 41/43.
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Я выплатил закят аль-Фитр, когда был в Египте в начале Рамадана, но теперь я в нахожусь в Мекке. Является ли для меня обязательным опять выплатить Фитр?» Шейх ответил: “Да, ты обязан выплатить Фитр, поскольку выплатил его преждевременно! Вещь связана с причиной, а причиной Фитра является день Разговения и это время является временем данного закята. Хорошо известно, что день Разговения наступает только в конце Рамадана, и не выплачивается Фитр, кроме как после захода солнца последнего дня Рамадана. Однако есть облегчение в дозволенности выплаты Фитра за день-два до праздничной молитвы, и это только облегчение, поскольку истинное время этого закята начинается с вечера последнего дня Рамадана и длится до праздничной молитвы. А если есть возможность, лучше всего выплатить Фитр утром до праздничной молитвы” . См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 18/180.

Размеры заката

На счет размера закята аль-Фитр есть небольшие разногласия среди ученых. Разногласия не в размере, размер то его установлен – один са’ продуктов питания. Разногласия в весе этого са’.
Так например шейх Ибн Баз говорил, что это примерно 3 кг продуктов. См. “Фатауа Ибн Баз” 14/200.
Также о 3 кг говорили и ученые Постоянного комитета. См. “Фатауа аль-Ляджна” 9/371.
Что касается Ибн Усаймина, то он сказал, что один Са’ риса равен 2100кг. См. “Фатауа аз-закят” 276.
Но также шейх Ибн Усаймин говорил, что пророческий Са’ в виде веса приравнивается 2 кг и 40 граммам пшеницы. Следует взять посуда, в которую помещается 2,040 кг пшеницы и по ней отмерять все остальное, что это и есть пророческий Са’. См. “Шарх аль-мумти"” 6/22.
Причина такого расхождения веса вероятно в том, что сыпучие продукты отличаются от местности к местности в плане своего веса, где-то они сухие, и следственно легче, а где то свежие и следственно тяжелее и т.п.
Вот меры некоторых продуктов:
Пшеница – 2,200
Ячмень – 2,100
Мука 2,075
Рис 2,675
Изюм 2,425
Финик 1,800
Уа-Ллаху а’лям.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Поговорим о Закяте

Из пяти столпов Ислама Закят - самый важный и основной, так как он регулирует в исламе социально-экономические отношения. Пророк , мир ему и благословение Всевышнего, велел выплачивать закят из имущества, которое превышает нисаб, то есть, если у вас есть лишние деньги в размере 224 тыс. рублей, и они не тратятся в течение года, то из них 2,5% – это право бедных на имущество богатых.

Важно знать, что если у человека есть все условия для выплаты Закята, то он становится обязательным (фард) действием. Человек, отказывающийся от выплаты Закята, совершает очень большой грех.

Закят выплачивается с золота, серебра, торговли, фруктов и овощей, животных – это крупный и мелкий рогатый скот, полезных ископаемых, найденного клада, из денег - 2,5%.

«Нисаб» – это минимальный размер суммы, с которой выплачивается закят, он зависит от мировых цен на золото. Мы узнаем стоимость 84 грамм золота и, соответственно, определяем «нисаб». Поэтому-то он и составил 224 тыс. рублей в этом году.

Привязан ли Закят к Рамадану?

Надпись на картинке: Ramadan Kareem. Источник фотографии: theodysseyonline.com

Так почему же весь арабский и мусульманский мир старается дать Закят именно в месяц Рамадан? Так принято или это одно из условий принятия Закята Всевышним? Сразу ответим: ни то и не другое. Закят как столп Ислама – сам по себе, а месяц Рамадан тоже, сам по себе. Они не зависят друг от друга. Закят можно давать в любом другом месяце, если подошёл срок его выплаты.

Тайна выплаты Закята именно в месяц Рамадан заключается в следующем. Мусульманин, когда что-то касается его религии, старается по максимуму выжать саваба - награды из любого благого дела. А в месяце Рамадан любое благое дело награждается многократно!

В хадисе сказано: «Всевышний Аллах говорит: «Каждое из дел сынов Адама - для них самих, оно будет преумножено в десять раз, кроме поста – он для Меня, и Я награжу за него» – передано имамом Муслимом.

За каждое благое дело воздается подобным ему от 10 до 700 раз. Но это не касается поста. Вознаграждение за него даст Всевышний Аллах и, будь то в этом мире или в будущем, обрадовав Своих рабов, соблюдающих пост, окажет им в Раю особый прием. Это-то и делает месяц Рамадан привлекательным для человека, выплачивающего Закят.

Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал:

«Если раб обратится в ислам и станет исповедовать его надлежащим образом, то Аллах простит ему любой грех, совершенный им прежде. После этого воздаяние для него будет таким: за каждое благое дело он получит десятикратное вознаграждение, которое может вырасти до семисоткратного, а за каждое дурное дело, ему воздастся только равным, если только Аллах не простит его» – передано имамом аль-Бухари и в сборнике имама Ахмада.

И это ещё не всё. Мусульманин дает Закят - очистительную милостыню – в именно в Рамадане ещё и потому, что пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, был самым щедрым в месяц Рамадан.

Сподвижник Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказывает:

«Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, был самым щедрым из людей. А щедрее всего он был в месяц Рамадан, когда встречался с Джибрилом, мир ему. Джибрил каждую ночь в месяц Рамадан виделся с Пророком, и они вместе читали Коран. После этих встреч Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, был щедрее благодатных ветров, которые не знают препятствий на своем пути» – передано имамом аль-Бухари.

Также передается, что, когда у нашего Пророка спросили: «Какая милостыня (садака) лучше?», он ответил: «Милостыня (садака), которую раздают в месяц Рамадан» – передано ат-Тирмизи.

В одном из хадисов говорится: «Милость миров Мухаммад сделал обязанностью выплату фитр-садака для очищения от скверных слов и угощения нуждающихся» (Муслим, Абу Дауд).

Слово «фитр» означает разговение или воздержание от поста. Поэтому праздник после поста месяца Рамадана называется Ид аль-фитр (Праздник разговения), так как в этот день завершается пост. В этот праздник в качестве благодарности Всевышнему необходимо раздать определенное количество милостыни, которая называется называемой фитр-садака. Подобно закяту, садака фитр является видом поклонения, которое требует материальных затрат.

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сделал фитр-садаку обязательной в качестве очищения поста от бесполезных разговоров и пустых бесед, а также в качестве еды для бедных. (Абу Дауд)

Фитр садака очищает пост, а также помогает бедным и нуждающимся, чтобы они могли порадоваться счастливому дню Ид аль-фитра вместе со своими братьями.

Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) обязал раздавать в день разговения садаку в размере одного саа фиников или ячменя рабу и свободному человеку, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом людей на праздничную молитву. (Имам аль- Бухари).

Раздать беднякам определенное исламом количество денег, ячменя, фиников или др. в Праздник разговения – ваджиб. Такая милостыня в этот знаменательный день и называется «садакат-уль-фитр». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал раздавать фитр-садаку в тот же год (2-й год хиджры), когда был сделан обязательным пост в месяц рамадан. Причинами ее раздачи являются следующие:

  1. Для принятия поста.
  2. Благодарность Всевышнему за дарование нам достаточной силы, чтобы поститься в рамадан.
  3. Очищение поста и получение всех благ от него.
  4. Празднование завершения поста.
  5. Демонстрация величия праздничного дня.
  6. Поспособствовать тому, чтобы бедные тоже почувствовали праздничную атмосферу.

Садакат-уль-фитр – обязательная милостыня, которую необходимо уплатить до Праздника разговения. Если это не будет сделано, она останется долгом, независимо от того, сколько времени пройдет после Праздника.

Правила раздачи фитр-садака.

Фитр-садака (или фитра) – ваджиб для всех мусульман: мужчин, женщин и детей, – которые в день Праздника разговения обладают нисабом закята.

Если ребенок родится до рассвета, то фитра за него уплачивается. Если же ребенок родился после рассвета (в Праздник разговения), фитра за него не является ваджибом.

Отец должен заплатить фитру за всех своих неполовозрелых детей.

Муж не обязан выплачивать фитру за свою жену. Если она обладает нисабом, она должна раздать милостыню сама.

Если у неполовозрелого ребенка имеется имущество, равное нисабу, фитра за него может быть выплачена из его имущества.

Фитру лучше раздать до праздничного намаза. Не разрешается задерживать раздачу фитры до следующих дней (после дня Праздника). Но если она не была роздана в день Праздника или ранее, то обязательство сохраняется, и фитру необходимо раздать.

Разрешается раздать фитру заранее, в любое время в течение месяца рамадана. Фитру можно раздать даже до рамадана. Садакат-уль-фитр – ваджиб как для всех постившихся, так и для тех, кто по той или иной причине не постился.

Фитра не может быть использована ни для какой другой благотворительной цели, кроме как раздачи бедным. Поэтому, если деньги от фитры собираются и затем используются в каких-то иных благотворительных целях, обязательство фитры с тех, кто ее оплатил подобным образом, не снимается.

Кому можно дать милостыню фитр:

  • Нуждающиеся – к ним относятся люди и семьи, которые не обладают нисабом, о котором речь шла выше.
  • Обездоленные – это люди, которые испытывают некоторые финансовые трудности и находятся в бедственном положении.
  • Лица, занимающиеся сбором и распространением закята. Как правило, это сотрудники специальных фондов закят, мусульманские священнослужители и другие люди, причастные к благотворительности.
  • Новообращенные мусульмане (неофиты). Это связано с тем, чтобы такая садака могла посодействовать укреплению их имана и помочь в материальном отношении.
  • Освобождающие рабов. Данная категория уже не актуальна в наше время, но, к сожалению, в некоторых уголках нашей планеты по-прежнему присутствует рабство. Если какой-то человек стремится освободить другого из рабства, то он тоже может быть получателем милостыни фитр.
  • Должники. Здесь речь идёт о людях, «погрязших в долгах» – любая милостыня поспособствует облегчению их положения.
  • Находящиеся на пути Аллаха, под которыми подразумеваются люди, которые финансируют или же занимаются сами какими-либо богоугодными делами. Например, благотворительность, строительство колодцев в Африке, помощь сиротам и так далее.
  • Путники, то есть признанные таковыми люди, согласно шариатской трактовке.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост задерживается между небом и землей до тех пор, пока не отдана фитра».

Данные слова иллюстрируют важность фитры и ее прямого отношения к принятию нашего поста. Пост представляется для принятия Всевышним, только когда обязательство фитры исполнено правильным образом. Поэтому мусульманам следует очень добросовестно отнестись к раздаче фитры. Если сборщики фитры неправильно используют или распределят фитру, обязанность фитры с заплативших им таким образом фитру снята не будет.

Выплата фитр-садака является обязанностью каждого мусульманина, мужчины или женщины, в ведении которого есть 613,35 грамма серебра или его денежный эквивалент, который находится в свободном обращении. Каждый человек, которому принадлежит такая сумма, должен заплатить фитр-садака (милостыня разговения) не только от своего имени, но и от имени своих несовершеннолетних детей.

Фитр - садака является одним из условий принятия поста в месяц Рамадан. Выплачивается от всех членов семьи (в том числе грудных детей) до начала праздничной молитвы Ураза-байрам. Сумма (в зависимости от благосостояния семьи): 100 руб. - для малоимущих; 300 руб. - людей среднего достатка; от 500 руб. и выше - для состоятельных.

14:23 2019

Хвала Аллаху Господу Миров!

Большинство ученых, в том числе и 4 имама, считают, что мусульманин обязан выплатить закят уль-фитр, даже если он не постился. Все единодушны в этом мнении, за исключением Саида ибн аль-Мусайба и Хасана аль-Басри, которые считали, что закят уль-фитр выплачивается только постящимися. Но правильным является мнение большинства, о чем свидетельствуют следующие доказательства:

1. Общий смысл хадиса об обязательности закята уль-фитр: Передается от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вменил в обязанность раздавать закят уль-фитр в виде одного са’ еды. Он вменил это рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом на праздничную молитву. Аль-Бухари, 1503; Муслим, 984. Под словом «малому» подразумеваются меленькие дети, которые не постятся.

2. Милостыня и закят предписаны для того, чтобы помочь бедным и нуждающимся и обеспечить социальную защищенность. В этом заключается смысл закят уль-фитр, который предписан малому и старому, рабу и свободному, мужчине и женщине. Аллах не установил минимального нисаба (для выплаты закят уль-фитр, как это установлено для выплаты закята) или прошествии года, после которого закят уль-фитр стал бы обязательным. Поэтому обязательность выплаты закят уль-фитр для непостящегося заложена в причине, по которой он был вменен.

3. Что касается доводов того, кто приводит в качестве доказательства (необязательности выплаты закят уль-фитр непостящимся) слова Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха предписал закят уль-фитр как очищение для постящихся от праздных и непристойных разговоров, а также кормление бедняков». Абу Дауд, 1609.

Они говорят: «Фраза «очищение для постящихся» означает, что закят уль-фитр обязателен только для тех, кто постится».

Ответил аль-Хафиз ибн Хаджар на подобные аргументы: «Слово «очищение» имеет общий смысл, ведь очищение требуется и от того, кто не совершал грехов, например, от очень праведных людей или человека, который принял Ислам до заката солнца». «Аль-Фатх», 3/369.

Имеется в виду, что закят уль-фитр предписан для очищения постящегося, но очищение не является условием его обязательности. Тоже самое относится к закяту, который предписан для очищения души:

خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِمْ بِهَا وَصَلِّ عَلَيْهِمْ إِنَّ صَلاتَكَ سَكَنٌ لَهُمْ وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы – успокоение для них. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий» (Покаяние 9:103)

Несмотря на это, закят предписан даже малому ребенку, если он владеет достаточными средствами, хотя ребенку не требуется очищение, ведь плохие деяния ему не записываются.

Шейх Ибн Джибрин дал другой ответ: «Закят уль-фитр выплачивается за детей, несовершеннолетних (и недееспособных) и тех, кто не постился по уважительным причинам, из-за болезни или путешествия. И это служит очищением для тех, кто несет ответственность за несовершеннолетних (и недееспособных), и очищением для тех, кто не постился по уважительным причинам, принимая во внимание тот факт, что он начнет поститься как только исчезнет причина (для несоблюдения поста). То есть это очищение на будущее, до того, как человек постится или заканчивает свой пост». «Фатава аз-закят» (закят уль-фитр/2).

И Аллах знает лучше

Закят аль-фитр и намерение

Закят аль-фитр – это благотворительное пожертвование, которое раздается по окончании поста в месяц Рамадан. Иногда его называют также садака аль-фитр. Слово «фитр» означает то же самое, что и «ифтар» – трапеза, которой завершается пост. Фонд «Солидарность» на протяжении семи лет принимает и распределяет закят аль-фитр деньгами среди нуждающихся.

В отличие от закята, обязательного только для состоятельных мусульман,закят аль-фитр должны отдавать все, у кого есть хоть какие-то средства. Ибн‘Умар рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вменил в обязанность раздавать закят аль-фитр в виде одного са’ еды. Он вменил это рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом на праздничную молитву». (аль-Бухари»).
Глава семьи может выплатить необходимое количество за всех ее членов. Абу Саид аль-Худри рассказывал: «От имени наших стариков и детей, свободных и рабов мы обычно отдавали, при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, один са’ зерна, сыра или изюма».(Муслим).

Цель

Основная цель этого пожертвования – помочь постившемуся исправить незначительные ошибки, допущенные во время поста. Кроме того, для бедных это возможность отметить праздник разговения (Ид аль-фитр или Уразу-байрам) вместе с остальными мусульманами.

Ибн Аббас сообщил: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал закят аль-фитр обязательным для постящегося, как очищение от сквернословия и пустых забав (во время Рамадана), и едой для бедняков». (Абу Дауд).

Условия

Закят аль-фитр является ваджибом (обязанностью) лишь в определенный период времени – от захода солнца в последний день поста до начала праздничной молитвы на следующий день. Пропуская это время без уважительной причины, мусульманин совершает грех.

Тем не менее, можно отдавать закят аль-фитр до указанного срока, так как многие из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, делали это до окончания Рамадана.

Ибн Умар сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел отдавать закят аль-фитр до того, как люди отправятся на праздничную молитву. Со слов Нафи передается, что сам Ибн Умар выплачивал фитр за день или два до праздника.

Относительно более ранних сроков мнения ученых расходятся. Абу Ханифа считал допустимым отдавать его даже до Рамадана, при наличии соответствующего намерения. Имам Аль-Шафи’и разрешал делать это только с наступлением месяца Рамадан. Малик и Ахмад утверждали, что платить закят аль-фитр можно не ранее чем за два дня до праздника разговения.
Юсуф аль-Кардави объясняет эти расхождения ростом мусульманской уммы. По его мнению, пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, отдавал закят аль-фитр в день праздника – между утренней и праздничной молитвами – поскольку община верующих была еще очень немногочисленна. Во времена сподвижников она разрослась настолько, что фитр начинали собирать за два дня до окончания поста. По мере распространения ислама правоведы разрешили выплачивать его с середины, и даже с начала Рамадана, чтобы нуждающиеся наверняка получили еду к праздничному столу.

Но все ученые единодушны в том, что сделать это необходимо до праздничного намаза. Ибн Аббас сообщил следующие слова Пророка: «Кто отдает его до молитвы, от того будет принято как закят, а кто отдает после молитвы, это будет обычное пожертвование. Поэтому тот, кто забыл выплатить закят аль-фитр вовремя, должен сделать это как можно скорее, даже если это не будет считаться закятом аль-фитр» (Абу Дауд).

Размер

Минимальный размер закята аль-фитр (сумма равна приблизительно стоимости 3 кг риса) одинаков для всех, и составляет один са’ продуктов на человека. Са’ – это мера объема сыпучих веществ, в зависимости от их плотности составляющая от 2,6 до 3 килограммов. В переданном от Ибн Умара хадисе говорится, что Пророк раздавал сушеные финики или ячмень.

Однако многие исламские ученые считают, что это могут быть любые из основных продуктов питания, распространенных в данной местности. Один из сахабов, Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Во времена Пророка мы обычно отдавали один са’ продуктов – сушеных фиников, ячменя, изюма или сушеного сыра» (Аль-Бухари).

Относительно выплаты закята аль-фитр деньгами среди ученых также нет однозначного мнения. В ханафитском мазхабе это разрешено; три других мазхаба считали, что поскольку Пророк этого не делал, денежное пожертвование противоречит сунне. Однако многие современные ученые поддерживают позицию Абу Ханифы.

Например, Юсуф аль-Кардави считает, что Пророк велел отдавать определенную меру продуктов, а не ее стоимость, по двум причинам. Во-первых, деньги в то время были еще не очень распространены среди арабов, особенно среди бедуинов. У них даже не было своей валюты. Так что если бы Пророк предписал выплачивать закят аль-фитр деньгами, это было бы для них затруднительно.

Во-вторых, покупательная способность денег время от времени меняется. Курс любой валюты растет и понижается, и привязанный к ней размер пожертвования оказался бы очень нестабильным. Напротив, количество еды, необходимое для пропитания семьи в течение одного дня, остается неизменным.

В любом случае нужно понимать, что закят аль-фитр предназначен для удовлетворения нужд бедных. В современных условиях эффективнее сделать это с помощью денег, особенно если пожертвование отправляется нуждающимся в другом регионе.